Перечень объектов, которые вправе проверить Ростехнадзор, весьма широк. Его представители могут прийти с проверкой на любые предприятия, которые имеют объекты, подконтрольные этому органу: электроустановки, теплоустановки, опасные производственные объекты и т. д.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, также отнесен контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, ст. 27 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ).
В России действует двухуровневая система экологического контроля:
На контроль со стороны работников Ростехнадзора распространяются общие требования к государственному контролю, закрепленные в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», например в части периодичности плановых проверок. Такие проверки являются плановыми, и их можно проводить не чаще одного раза в два года со стороны одного контролирующего органа. В отношении малых предприятий предусмотрен мораторий на проведение проверки в течение первых трех лет существования.
Однако эти ограничения не распространяются на внеплановые проверки, которые инициируются на основании любой информации о возможных нарушениях на объекте (например, данных мониторинга атмосферы, информации о возникновении аварий, угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, повреждении имущества и т. д.).
Основанием для проверки является распоряжение руководителя территориального органа Ростехнадзора о проведении проверки.
Инспекторы имеют право (п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ):
Инспекторы не имеют права применять силу, тем не менее зафиксированный отказ в доступе расценивается как неповиновение законному распоряжению органа, осуществляющего госконтроль, и воспрепятствование его деятельности. Это является административным правонарушением и карается штрафом (ст. 19.4 КоАП РФ).
После окончания проверки инспекторы должны составить (п. 1 — 4 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ, п. 14, 15 постановления № 54):
Кроме того, в журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом Ростехнадзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю.
Если на предприятии такого журнала нет, в акте проведения проверки инспектор пишет: «Журнал учета мероприятий по контролю отсутствует». Это сказано в пункте 5 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ.
«В настоящее время Ростехнадзор осуществляет государственный экологический контроль в отношении порядка 800 тысяч объектов. Только в первом полугодии 2007 года представители Ростехнадзора провели 12 057 проверок соблюдения требований законодательства РФ об охране окружающей среды. При этом выявлено и предписано к устранению 37 279 нарушений. Общая сумма наложенных административных штрафов составила более 100 млн рублей; общая сумма взысканных штрафов — более 55 млн рублей. По представлению территориальных органов Ростехнадзора в первом полугодии 2007 года возбуждено 12 уголовных дел. В целом предъявлено 211 исков за негативное воздействие на окружающую среду, при этом взыскано на сумму 37 818 340 рублей. В суды направлено 18 протоколов о временном запрете деятельности, в шести случаях деятельность предприятий приостановлена. Приведенная статистика заставляет задуматься о «цене» риска при нарушении установленных требований. Тем более что «лидерами» по количеству нарушений от их общего числа стали организации, не соблюдающие требования при обращении с отходами».
Комментарии (0)
Оставить комментарий