Сумма ЕСН, которая уплачивается в федеральный бюджет, уменьшается на сумму пенсионных взносов, начисленных за тот же период (п. 2 ст. 243 НК РФ). Если же налоговый вычет окажется больше фактически уплаченных страховых взносов, то на сумму превышения у налогоплательщика возникает задолженность по налогу. Как быть в такой ситуации бухгалтеру, чтобы не переплачивать налогов и не подвергнуть штрафам свое предприятие?
Такая проблема возникала еще в 2005 году, и тогда Высший Арбитражный Суд разъяснял, что в данном случае недоимка по ЕСН образуется из-за неполной уплаты пенсионных взносов, а не в результате занижения налоговой базы или других действий (бездействия), указанных в статье 122 Налогового кодекса. Поэтому оштрафовать организацию за неуплату ЕСН в такой ситуации нельзя (постановления Президиума ВАС РФ от 1 ноября 2005 г. № 8736/05, от 1 сентября 2005 г. № 4486/05, от 1 сентября 2005 г. № 4336/05). Несмотря на это, налоговые органы продолжали спорить с налогоплательщиками. Последние же были вынуждены отстаивать свои интересы в суде. В настоящее время в пользу налогоплательщиков сложилась многочисленная судебная практика.
Последнее же письмо ФНС выпустила также в связи с многочисленными запросами от территориальных налоговых органов о порядке проведения и оформления проверок в части реализации статьи 243 Налогового кодекса.
В рассматриваемом письме налоговики разъясняют, что при применении налогоплательщиком вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование занижение суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, происходит не в результате указанных в статье 122 Налогового кодекса действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса. Таким образом, данное занижение суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, относится к нарушению законодательства о налогах и сборах, не обладающему признаками налогового правонарушения.
это важно
Занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, произошедшее в результате превышения суммы уплаченных взносов над суммой ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, относится к нарушению законодательства о налогах и сборах, не обладающему признаками налогового правонарушения.
Рассматриваемое письмо является еще по сути «руководством» по оформлению результатов камеральной проверки по единому социальному налогу. Приведем коротко основные этапы этого оформления.
В рассматриваемом письме ФНС также напоминает, что налоговые органы имеют право (п. 3 ст. 88, подп.4 п. 1 ст. 31 НК РФ) потребовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения и вызвать налогоплательщика в налоговые органы для дачи пояснений, если это необходимо. Для этого они направляют налогоплательщику уведомление по установленной форме (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»).
Уже с 1 января 2005 года на налоговые органы возложена функция контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Однако полномочия по привлечению страхователей к ответственности налоговым органам не предоставлены. В данном случае они обязаны передать материалы в территориальные органы Пенсионного фонда в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику.
судебная практика
В пользу налогоплательщиков:
Комментарии (0)
Оставить комментарий