Для любой компании прием на работу нового сотрудника — задача непростая и ответственная, особенно если речь идет о руководящих должностях. Когда в сложившийся коллектив приходит новый человек, который, вдобавок, должен будет им управлять, могут возникнуть определенные трудности.
Во-первых, следует помнить, что начальство нигде не любят, а новое — тем более. У «старых» сотрудников на подсознательном уровне срабатывает протестная реакция: почему ими должен командовать человек, который, по сути своей, еще ничего не сделал для этой фирмы? Во-вторых, у любой организации есть свои внутрикорпоративные традиции, сложившийся порядок трудовой деятельности. Новому начальнику необходимо не только принять эти правила игры, но и максимально гармонично адаптироваться к ним. Помимо этого, непременно возникают проблемы в сфере межличностного общения. Каждый сотрудник — самостоятельная и целостная личность со своими проблемами, страхами, запросами, и симпатиями. Ко всем этим людям необходимо найти особый подход. И здесь никто не может гарантировать того, что начальнику удастся установить конструктивный диалог с каждым членом коллектива. А если нет взаимопонимания, то не приходится рассчитывать и на плодотворное сотрудничество.
К тому же все эти трудности — лишь малая толика тех опасностей, которые таит в себе внутрикорпоративная перестановка.
Появление нового человека в любом коллективе представляет собой латентный конфликт. Огромную роль играет тактика работы начальника с персоналом. Как правило, лучше всех на первоначальном этапе срабатывают взаимоотношения из области «начальник — партнер», когда подчиненные видят в нем человека, который всегда готов к диалогу. Он всегда знает, что делает, и при этом ему важно выслушать другое мнение. Конечно, решение он примет то, которое считает правильным сам, но и сотрудник уже доволен тем, что его мнением хотя бы интересуются.
Меньший успех можно ждать от стратегий «начальник–друг» и «начальник–босс». Первая ситуация опасна не столько сотрудникам, сколько самой компании, так как при подобном раскладе резко снижается качество выполняемой работы. Обстановка внутри коллектива предрасполагает к тому, что просто никто не справляется со своими обязанностями — начальник все равно все поймет, закроет на многое глаза. Что касается второго варианта, то он более перспективен. Однако чаще всего при этом латентный конфликт стремительно перерастает в открытый. Нередко это заканчивается увольнением подчиненного или самого начальника.
Ситуацию комментирует генеральный директор кадрового агентства APRIORI Алексей Ефремов:
— С точки зрения бизнеса, решающую роль играет мнение акционеров компании: если ими ставится задача ни в коем случае не потерять команду, то новый руководитель будет вынужден приспосабливаться к уже сформировавшемуся коллективу и выстраивать отношения с тем, что уже сложилось.
Если говорить о психологической стороне вопроса, то конфликт в такой ситуации неизбежен, и он не зависит от того, насколько профессионален новый руководитель в сравнении со «старыми» сотрудниками. У каждого из них уже сложились определенные стереотипы в работе, и у каждого есть свои амбиции. При этом решающими будут амбиции руководителя, который будет выдвигать коллективу свои требования и стоящие перед ним задачи. Не зря же в народе говорят, что каждая метла по-своему метет. Именно поэтому нередки массовые увольнения сотрудников в случае прихода нового руководства. Интересно, что зачастую такая ситуация легко разрешается с приходом новых людей, — для эффективности работы самой компании смена коллектива, как правило, не критична.
Работа бухгалтерии в любой компании — это особый мир, закрытая для непосвященных планета цифр и подсчетов. Главный бухгалтер — лицо материально ответственное, поэтому и статус его очень высок, а требования к точности и грамотности его работы очень высоки — не в пример многим другим должностям. Чаще всего прямым начальником главного бухгалтера является генеральный директор, который, в принципе, не вмешивается в рутинную работу бухгалтерии, но может без особых трудностей содействовать увольнению работника учета.
Если в компании назначен новый генеральный директор, главбуху придется столкнуться с некоторыми проблемами. Особенно, если стаж и опыт его очень высоки, а новоиспеченный начальник не может похвалиться ни тем, ни другим.
Вообще, молодой и неопытный начальник — это головная боль для всего коллектива, тем более когда его профессиональные качества оставляют желать лучшего. Такой человек, как правило, совершает многочисленные ошибки, а расплачиваться за них зачастую приходится подчиненным. Помимо этого, здесь чаще срабатывает эффект психологии «босса». Многие предложения и требования такого руководителя не отличаются адекватностью, доходя порой до абсурда.
Чтобы избежать лишних проблем в подобной ситуации, главному бухгалтеру необходимо быстро сориентироваться в текущей обстановке и проявить качества хорошего психолога. Лучше всего сразу расставить все точки над «i», давая понять начальнику, что лучше стать партнерами, нежели вести непрестанный конфликт. Опытный бухгалтер отлично знает свое дело и в любой ситуации способен отстоять свою позицию. Если человек не идет на контакт, то нужно искать другой выход: попытаться понять руководителя, соглашаться со всеми его решениями, а поступать в соответствии со своими знаниями и квалификацией. В конце концов, генеральный директор — не бухгалтер, и всех тонкостей работы последнего знать не может.
Но, конечно же, самое главное при этом — никому не навредить, и в первую очередь компании. Ведь, так или иначе, и начальник, и подчиненный должны прежде всего думать о защите корпоративных интересов.
Перестановки внутри компании не всегда сказываются положительно на работе всей организации. Новым людям зачастую нелегко бывает найти общий язык друг с другом — тем более когда внутри одного коллектива сталкиваются личности с разными интересами и характерами. В подобной ситуации лучшим вариантом может стать поиск компромисса. Необходимо найти точки, где сходятся как личные, так и общие интересы.
Важно, чтобы новое руководство воспринимало подчиненных в первую очередь как партнеров — людей, которые так же, как и он, трудятся на благо всей фирмы. Если представители обеих сторон будут заинтересованы в создании крепкой и ответственной команды, то многие вышеупомянутые проблемы исчезнут сами собой. В противном случае компанию ждет незавидное будущее.
Внутрикорпоративные конфликты бывают эмоциональные или деловые. Источником эмоциональных конфликтов являются личностные качества оппонентов, либо их психологическая несовместимость. Деловые конфликты чаще всего происходят, например, из-за распределения ответственности за выполнение должностных функций или прав.
Комментарии (0)
Оставить комментарий