На сегодняшний день лизинг пока не особо популярен среди российских предпринимателей. Данная проблема вызвана плохой информированностью представителей бизнеса о возможностях такого вида финансирования. По словам менеджера по развитию бизнеса компании «Номос–Лизинг» Михаила Персидского, многие о лизинге имеют лишь представление, но редкий предприниматель понимает всю схему работы такого инструмента:
— Чтобы решить данную проблему, необходимо устраивать круглые столы и другие мероприятия, которые позволили бы более подробно информировать бизнес о лизинге.
Итак, в основе лизинговой сделки лежит договор, заключаемый на определенный срок, который дает право использовать предмет лизинга (то есть движимое или недвижимое имущество) на оговоренных в документе условиях. Правда, в данный момент эта сфера договорных отношений испытывает определенные сложности. Так, сегодня на рынке лизинга существуют серьезные кадровые проблемы. Дело в том, что менеджер в лизинговой фирме должен уметь не только успешно продавать, но и разбираться во всех тонкостях этого финансового инструмента. Поскольку рынок пока молодой, таких специалистов на сегодняшний день просто не существует. Поэтому такие компании стремятся принимать на работу инициативных людей и учить их всему необходимому. Причем в основном работодатели стремятся специализировать деятельность людей согласно их прежней деятельности, например, продавец из автосалона, вероятнее всего, будет работать в направлении автомобильного лизинга.
Но есть и положительные моменты. К примеру, налоговики сегодня стали понимать, что лизинг — это не схема уклонения от уплаты налогов, а инструмент развития экономики. Правда, несмотря на это, пока лизинговые компании с большим трудом могут возместить НДС, говорит руководитель секции по лизингу Комитета ТПП по финансовым рынкам и кредитным организациям Алексей Лабзин:
— Лизинговые компании стали проявлять больше осмотрительности. Также есть проблемы и с импортными поставками. Сегодня регулирование деятельности лизинговых компаний государством практически не осуществляется. У нас нет возможности получить декларацию и проверить, насколько импортер в сфере лизинга был корректно растаможен. Те лизинговые компании, которые берут на себя этот риск, доверяя поставщику, часто оказываются в трудном положении. Ведь если выясняется, что импортер — не поставщик, а «третья рука», то «теряется» НДС.
Таким образом, лизинговые компании оказываются в трудном положении. И перед ними возникает проблема — либо не совершать сделку, либо рассчитывать на добрую волю контрагента, который покажет всю цепочку поставки. Сейчас налоговые органы изначально подозревают лизинговые компании в мошеннических действиях, так как у этих компаний низкая налогооблагаемая прибыль. Однако показывать истинное положение дел на предприятии — в интересах тех, кто хочет получить определенное имущество в долгосрочную аренду, утверждает Михаил Персидский.
Чтобы исключить существующие противоречия в налогообложении лизинговых сделок, необходимо четко регламентировать отношения в сфере лизинга. Прежде всего требует доработки статья 36 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге», уверен заместитель генерального директора «Оренбурггазпромлизинг» Алексей Цыпляев:
— Если банк кредитует лизинговую деятельность, значит он имеет послабление по налогу на прибыль. Соответственно, имущество, которое будет входить от лизинговой компании в стоимость этих ресурсов, будет равняться стоимости лизингов, выданных банком напрямую.
Кроме того, закон № 164-ФЗ необходимо привести в соответствие с Гражданским кодексом. Главным образом здесь подразумеваются вопросы о земельных отношениях, поясняет Алексей Цыпляев:
— Дело в том, что, согласно Закону «О лизинге», недвижимое имущество может быть продано только с прилегающими участками. Например, лизинговая компания купила здание. Передавать его в долгосрочную аренду вместе с участками она не может, потому что по закону земля не может быть предметом лизинга. Этот вопрос надо как-то решать, поскольку мы загоняем сами себя в теневые схемы.
Также уже давно назрел вопрос об увеличении коэффициента ускоренной амортизации с 3 до 5 лет. Есть необходимость и в разделении передаваемого в лизинг имущества на движимое и недвижимое, говорит Алексей Цыпляев:
— Для недвижимого имущества необходимо увеличить коэффициент ускоренной амортизации до 6—8 лет. Сейчас, когда идет инвестирование в недвижимое имущество, которое передают в лизинг, приходится опять применять всякие полутеневые, полулегальные схемы.
Помимо поправок в законодательство уже давно возникла необходимость в создании государственной лизинговой корпорации. Такое предложение направлено на рассмотрение ТПП, говорит Алексей Цыпляев:
— Объем обновлений российского рынка равен от 1 до 3 процентов. Причем чтобы полностью обновить производственные фонды на предприятии, объем обновлений должен равняться как минимум 5 процентам. Получается, при нынешнем показателе мы не только не двигаемся вперед, но и тащимся назад. Ведь степень изношенности наших фондов — 75—85 процентов. По-моему, эта цифра катастрофическая.
На энергетическом рынке ситуация складывается очень удачно. Поэтому освободившиеся финансовые ресурсы можно вложить в реальный сектор экономики — государственную лизинговую корпорацию. Причем в такой организации должен быть качественно иной подход к сути лизинга. Необходимо, чтобы в долгосрочную аренду передавались не отдельные станки, механизмы и машины, а уже укомплектованные производства. Это поможет частным инвесторам избежать проблем с налаживанием бизнеса.
Внедрение государственной лизинговой программы позволит также укрепить экономику, объединив разрозненные государственные активы с целью их эффективного использования. Дело в том, что госактивы — это серьезный административный ресурс, который мешает развитию бизнеса, пояснил Алексей Цыпляев:
— Есть необходимость в построении системы, которая ускорит процесс превращения инвестиционных ресурсов в действующие производства. Деньги в ней должны перенаправляться в другие секторы экономики, а граждане получат доступ к инвестициям, представив выгодный экономический проект. Для реализации программы можно привлечь госаппарат: Торгово-промышленную палату, научные центры, лаборатории, научно-исследовательские институты.
Для того чтобы проект был запущен, нужно заключить лизинговое соглашение между госкорпорацией и потенциальным собственником производства, а также разработчиком проекта, рассказывает Алексей Цыпляев:
— При инвестировании через лизинговое соглашение мы получаем возможность использовать государственный административный ресурс, а также возможность с максимальной эффективностью использовать финансовые средства. К тому же лизингополучатель должен гарантировать сохранность госинвестиций предприятия от любых посягательств, невмешательство государства в дела бизнеса.
Согласно проекту, финансирование лизингового соглашения на первом этапе должно производиться за счет государственных средств, а затем нагрузка должна будет лечь на фонды, созданные в рамках госкорпорации. Также возможно привлечь и зарубежные инвестиции, применив схему сублизинга. После того как производство будет запущено, будет предусмотрена возможность перепродать лизинговые соглашения банкам и инвестиционным компаниям.
Предложение о создании лизинговой госкорпорации вызвало большой резонанс мнений экспертов. Председатель Комитета ТПП по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян отметил, что опыт работы корпорации «Росагролизинг» вызывает нарекания.
Но, по мнению Алексея Цыпляева, основная проблема «Росагролизинга» заключается в том, что компания предоставляет имущество сельским хозяйствам по более низкой цене, поскольку ее ресурсы дешевле конкурентов. По его словам, государство не должно являться собственником имущества, а может лишь способствовать реализации проектов: оно должно «отойти в сторону», как только заработает новое производство.
Тем не менее создание госкорпорации является попыткой внедрить нерыночные механизмы в рыночную экономику, уверен Алексей Лабзин:
— По-моему, государство должно быть эффективным регулятором, но не должно заниматься бизнесом в лизинге. Можно оспорить и саму необходимость создания государственной лизинговой корпорации. Введя государство на рынок лизинга, мы разрушим существующие механизмы ценообразования. К тому же если создать бизнес «в пробирке», то об эффективном менеджменте можно забыть. Поэтому я не считаю такие вложения бюджетных средств необходимыми.
На заседании Торгово-промышленной палаты было решено доработать идею государственной лизинговой корпорации до детально продуманного плана действий. Поэтому уже через 2 недели участники заседания запланировали снова встретиться, чтобы определить пути развития лизинга.
Регистрационный номер страхователя в СФР: что означает и как узнать новый
Надуманные проблемы УСН-фирм, освобожденных от НДС с 2025 года
Чем отличаются права и обязанности сторон по разным договорам на транспортировку грузов
Что еще изменят в законодательстве до конца 2024 года
Срок для использования накопленных отгулов сократят с 2025 года
Комментарии (0)
Оставить комментарий