Сегодня весь цивилизованный мир переходит на безбумажные технологии. Совсем скоро отпечатанный на специальном бланке документ будет казаться пережитком прошлого. В настоящее время большинство авиакомпаний предлагает своим пассажирам так называемый e-ticket — электронную версию бумажного авиабилета. Его преимущества трудно отрицать. Вся информация о пассажире и маршруте его путешествия надежно хранится в специальной базе данных в электронном виде, бронирование занимает считанные минуты, оплату можно осуществить, не выходя из своего офиса с помощью пластиковой карты, да и ездить в кассу за билетом нет необходимости. В качестве подтверждения пассажир получает на свой электронный адрес маршрут-квитанцию. Она содержит полную информацию о маршруте, форме и оплате перевозки.
Кстати, оплачивать электронные билеты можно не только банковской картой, но и наличными, а также по безналичному расчету.
Казалось бы, все замечательно, но есть в этой «бочке меда» и немного «дегтя». Как известно, бумажный билет печатают на бланке строгой отчетности, следовательно, он подтверждает как затраты, так и оплату. А как обосновать расходы электронным билетом, ведь он существует лишь в виртуальном мире, и, значит, к авансовому отчету его не подколешь?
С 31 мая 2008 года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), в состав которой входит 240 авиакомпаний, осуществляющих 94 процента всех международных рейсов, полностью откажется от бумажных авиабилетов и перейдет на электронные. Из российских авиакомпаний членами IATA являются Аэрофлот, Сибирь, Трансаэро, Владивосток-авиа и другие.
Перевозка пассажира и его багажа осуществляется на основании договора, а факт заключения такого договора удостоверяется билетом (ст. 786 ГК, п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса). Следовательно, последний является юридическим документом, на основании которого регулируются взаимоотношения между перевозчиком и пассажиром. Требования к внешнему виду билета на внутренних и международных воздушных линиях установлены специальным стандартом Минтранса ОСТ 54-8-233.78-2001 «Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте». Исходя из текста этого стандарта можно сделать вывод, что законным является только билет, отпечатанный на специальном бумажном бланке. А как же e-ticket?
В конце прошлого года законодатели подтвердили легальность электронного билета. 1 декабря 2007 года был принят закон № 314-ФЗ, который внес изменения в статью 105 Воздушного кодекса. Теперь там прямо указано, что «билеты могут быть оформлены в электронном виде с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок». Раз так, то таким билетом возможно и подтвердить расходы на командировку. Для этого, по мнению специалистов финансового ведомства, необходимо представить в бухгалтерию распечатку маршрут-квитанции и приложить к ней посадочный талон (Письма Минфина от 17 июля 2007 г. № 03-03-06/4/99, от 11 октября 2007 г. № 03-03-06/1/717).
Есть еще один нюанс, на который следует обратить внимание бухгалтера. Бумажный билет, отпечатанный на бланке строгой отчетности, не только удостоверяет заключение договора воздушной перевозки, но и подтверждает факт и сумму оплаты авиатранспортных услуг. В случае с электронным билетом «дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут-квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек» (п. 2 приказа Минтранса от 8 ноября 2006 г. № 134). Кроме того, оплату можно подтвердить выпиской из банка, если она производилась кредиткой или по безналу.
Вопрос о том, какие оправдательные документы необходимы, если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, важен не только с точки зрения признания расходов в целях налогообложения прибыли, но и для получения права на вычет НДС.
Электронные билеты практически всех авиакомпаний дешевле своих бумажных аналогов.
Начнем с того, что «услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации», облагаются НДС по ставке ноль процентов (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК). Следовательно, в стоимость международных авиабилетов этот налог не включается.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки внутри нашей страны, подлежат зачету, но лишь при соблюдении определенных условий. Во-первых, командировочные затраты должны быть приняты к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 7 ст. 171 НК). Во-вторых, согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса вычеты по НДС производятся только на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Это должны быть «заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке» (п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утв. постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914).
А как быть в случае, когда вместо бумажного билета, оформленного на бланке строгой отчетности, командировочный сотрудник использует электронный билет? Вероятно, в этом случае нужно либо обратиться в авиакомпанию или к ее агенту за счетом-фактурой, либо отнести стоимость авиабилета в полном объеме на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Косвенным образом в данной ситуации можно опираться на мнение специалистов Минфина, которые считают, что, «если в расчетных документах нет ссылки на предъявленные налогоплательщику суммы налога на добавленную стоимость, вся сумма, указанная в этих документах, включается в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль» (Письмо Минфина от 4 декабря 2003 г. № 03-1-08/3527/13-АТ995).
Итак, если внимательно собрать все документы, то особых сложностей с учетом электронных билетов возникнуть не должно.
Комментарии (0)
Оставить комментарий