«Сладкий» аукцион

«Сладкий» аукцион

26.05.2008   |   0Оставить комментарий
Перефразируя одного известнейшего героя советского мультфильма, можно вывести такую формулу: чтобы купить что-то нужное, надо сначала что-то ненужное продать. Именно таким посылом руководствуются компании, решающиеся реализовать имущество через аукцион. Эта форма торгов известна и популярна, однако в России ее правовое сопровождение оставляет желать лучшего. Опасности, возникающие из-за пробелов в законодательстве, подстерегают как организаторов, так и участников действа.

Для начала стоит напомнить, что продать на аукционе можно практически любое имущество либо имущественное право, кроме того, оборот которого запрещен или ограничен. При этом законодательному регулированию торгов посвящены всего три статьи Гражданского кодекса, а порядок их проведения более или менее подробно регламентирован законами о государственных закупках, о несостоятельности (банкротстве) и исполнительном производстве.

Всеобщая распродажа

По большому счету, провести аукцион может любая желающая осуществить эту идею компания, в том числе и та, что реализует принадлежащее ей имущество. Дело в том, что Гражданский кодекс никоим образом не ограничивает возможность юридических лиц выступать в качестве устроителя подобных мероприятий. Чуть сложнее ситуация, если фирма поручит организовать торги сторонней специализированной компании. В этом случае следует заключить соглашение с аукционистом, в котором придется указать, от чьего имени он действует — от своего, или же от имени собственника имущества (статья 447 ГК). При первом варианте развития событий составляется договор агентирования по модели комиссии, при втором — договор агентирования по модели поручения.

Примечательно, что среди специалистов до сих пор идут оживленные дискуссии о том, должна ли подтверждать право фирмы на проведение торгов отраженная в ее уставе соответствующая правоспособность. Иными словами, обязательно ли прямо прописывать в каких-либо документах организации пункт о ее аукционной деятельности, и может ли отсутствие подобных записей привести к наложению запрета на обустройство «состязаний кошельков». Делать это вовсе не нужно. В данном случае «черные дыры» в отечественном законодательстве играют на руку предпринимателям.

Как указали эксперты журнала «Консультант», в судебно-арбитражной практике имеется всего-навсего одно упоминание о том, что в российском своде законов нет нормы, в которой раскрывалось бы понятие специализированной организации, уполномоченной вести торги. Кроме того, добавляют они, не установлено никаких императивных ограничений в части отнесения к таким компаниям только тех юрлиц, которые, согласно их уставам, имеют специальную правоспособность. Если и этих доводов для контролирующих ведомств окажется вдруг недостаточно, убедить их штатным юристам фирм поможет ссылка на нормативные акты, регулирующие сферу лицензирования. Ни в одном из них ничего не сказано о необходимости получения лицензий компанией для обретения статуса специализированной «аукционной» организации. Более того — аукционы и торги как вид деятельности вообще не удостоены упоминания в законе о лицензировании.

Запретный плод

Кому следует быть чрезвычайно осторожными, занимаясь непрофильной работой, так это аудиторским компаниям и другим фирмам, имеющим специальную правоспособность. Хорошо известно, что консультационные подразделения подобных юрлиц не брезгуют зарабатывать проведением торгов. Проблема в том, что, к примеру, в законе об аудиторской деятельности четко сказано, что заниматься какой-либо иной работой, за исключением собственно аудита и оказания сопутствующих услуг, организациям соответствующего профиля запрещено. При этом перечень вышеупомянутых услуг, к несчастью для предприимчивых бизнесменов, также определен законом и является закрытым. Совсем другое дело, если компания обладает универсальной правоспособностью. В этой ситуации она на вполне законных основаниях может устраивать аукционы и, как показывает практика, получать за содействие от владельцев имущества приличный доход.

Особенно приятно, что опротестовать итоги «денежных скачек» только на том основании, что их провела неполномочная организация, невозможно. Существует исчерпывающий перечень причин, по которым итоги аукциона могут быть признаны недействительными, и сводится он к прямым нарушениям норм Гражданского кодекса о торгах. Отсутствие соответствующей специализации у организатора торгов в числе оснований для отмены результатов аукциона не значится.

В одном флаконе

Серьезной проблемой в аукционном деле является вопрос добросовестности участников торгов, причем как организаторов и собственников реализуемого имущества, так и потенциальных покупателей. К сожалению, нередки случаи, когда одна сторона пользуется чрезмерной доверчивостью другой и не исполняет взятые на себя изначально обязательства. В какой-то степени проблему решает задаток, который, как правило, передается покупателем организатору аукциона и становится частью платы за приобретенное имущество. Однако неприятности возникают, когда устроитель торгов и продавец — одно юридическое лицо. Здесь для мошенничества открывается весьма широкий простор. Желающим избежать нервных и финансовых трат эксперты рекомендуют прибегать к услугам проверенных и дорожащих своей репутацией компаний — организаторов аукционов, коих не прельстит мимолетная выгода. Ну и про задаток, как одно из средств самозащиты, все же забывать не стоит.

Последний рывок

Абсолютно ничего конкретного не сказано в законодательстве и о форме проведения аукциона. Придумать в принципе можно все, что угодно, однако на практике используются два основных способа организации торгов. Первый — всем известный, с табличками, непременным молоточком аукциониста и постепенным повышением цены. Второй предусматривает вскрытие комиссией специально подготовленных участниками аукциона конвертов с предложениями цены за выставленное имущество. Кто больше предложил, того и счастье.

Пристальное внимание надо уделить и вопросу подписания протокола об итогах состоявшихся торгов, а также последующего заключения договора купли-продажи. Иногда продавец, невзирая на протокол, отказывается ставить свою подпись под заключительным соглашением о передаче имущества покупателю. Здесь следует сказать, что нормы гражданского законодательства закрепляют за победителем аукциона право подать в суд на упирающегося продавца. С большой степенью вероятности можно утверждать, что его сопротивление в конце концов сломят судьи — заветный договор будет заключен.

А. Востриков, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

2838 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.