На радость многих предпринимателей и компаний российские чиновники уже не первый год работают над упрощением жизни бизнес-сообщества. Речь идет об административных барьерах, столь пагубных для развития малых фирм, а также о порой заоблачных полномочиях многочисленных контролеров. И хоть на данный момент нельзя сказать, что столь благостные инициативы представителей власти полностью воплощены в жизнь, но работа ведется, и весьма серьезная. В частности, чиновники обратили свои взоры на документ, регулирующий пожарную безопасность на предприятиях и фирмах. Не секрет, что существующий закон далек от идеала. С целью улучшения ситуации в высших эшелонах власти было принято решение разработать проект федерального закона-регламента под названием «Общие требования пожарной безопасности». Его основная цель — убрать пробелы и неточности в действующих нормативных актах, регулирующих данную деятельность.
Так, разработчики законопроекта предполагают, что документ снизит нагрузки на инспекторов пожарной службы, переложив право выбора формы обеспечения безопасности на плечи собственников предприятий, позволит упразднить огромное количество дублирующих друг друга нормативных документов, а также значительно уменьшит процветающее взяточничество. Сделать это планируется за счет сокращения пунктов технических требований, имеющих косвенное отношение к пожарному ведомству, но по которым на данный момент активно проводятся проверки организаций. Кроме того, проект устанавливает правила по обеспечению безопасности в строящихся и ремонтируемых зданиях, регламентирует требования к пожарно-техническому оборудованию и продукции общего назначения.
Данный документ был одобрен депутатами Госдумы в 2 чтениях. Однако его прохождение нельзя назвать беспроблемным — на каждом этапе законопроект критиковали, долго обсуждали и дорабатывали. Причина столь яростных дебатов — недовольство предпринимательского сообщества некоторыми нормами, прописанными в нем. В частности, эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей считают, что документ в случае его принятия усилит финансовое и административное давление на бизнес, что может нанести серьезный урон деловому сообществу и прежде всего малым и средним организациям. Однако это не единственный «камень», который полетел в сторону разработчиков закона: есть и другие, более принципиальные моменты.
Первым критическим замечанием в адрес законопроекта стало его несоответствие требованиям, предъявляемым новой редакцией Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом урегулировании». Данное замечание прозвучало на недавнем заседании Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, посвященному рассмотрению проектов закона «Об обеспечении единства измерений» и технического регламента о требованиях пожарной безопасности. По мнению участников мероприятия, регламент «Общие требования пожарной безопасности» по части определений, требований, области распространения и формам подтверждения противоречит Закону «О техническом регулировании». Регламент вводит систему новых нормативных документов, позволяя создавать систему избыточного ведомственного нормотворчества. Кроме того, проект в целом ряде своих положений фактически дублирует положения действующего Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», хотя и отличается от него своей терминологией, принципами оценки соответствия и порядком проведения проверок.
Все замечания и предложения участников заседания по поводу совершенствования проекта были сформированы в официальном обращении президента РСПП Алексея Шохина к председателю Госдумы Борису Грызлову, в котором глава союза обратился с предложением провести парламентские слушания относительно принятия технического регламента. В обращении озвучено, что хотя, с одной стороны, проект конкретизирует требования по обеспечению пожарной безопасности, но с другой — приводит порядок согласования отступления от этих норм. По мнению экспертов, это может привести к увеличению коррупции со стороны инспекторов. Также принимаемый проект на уровне законодательства вводит добровольную систему сертификации в области пожарной безопасности и предприниматели опасаются, что это приведет к дополнительным издержкам со стороны организаций, так как система может стать фактически принудительной. Кроме того, эксперты отмечают несоответствия регламента некоторым смежным законодательным проектам, например «О безопасности зданий и сооружений», «О безопасности машин и оборудования».
Свое мнение относительно проекта закона высказал и президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. На прошедшей недавно Всероссийской конференции по безопасности в строительстве глава организации заявил, что данный закон оценивается ассоциацией отрицательно как концептуально несостоятельный, бессистемный и крайне противоречивый документ, несоответствующий требованиям действующего законодательства и принятым правилам подготовки проектов нормативно-правовых актов (НПА). Николай Кошман отметил, что фундаментальные юридические ошибки и искажения, допущенные при подготовке проекта, не дают возможности рассматривать его как основу для дальнейшей работы.
Помимо вышесказанного у ряда экспертов есть определенные опасения, связанные с распределением ответственности за пожарную безопасность между официальным ведомством и собственниками объектов. Нормы проекта построены в обезличенной форме, и определить пределы полномочий обеих сторон не очень легко. По мнению ведущего аудитора компании «Финстатус» Ирины Денисенко, каждый должен заниматься своим делом, и роль пожарных инспекторов нельзя недооценивать:
— Если основную часть обязанностей по технике противопожарной безопасности переложить на предпринимателей, может сложиться ситуация, при которой сокращенные квалифицированные специалисты по пожарной безопасности перейдут с государственной службы на работу к собственникам объектов. При этом не факт, что выполнять свою работу на коммерческой основе им удастся в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Я считаю правомерным пойти на меры по предотвращению злоупотреблений, связанных с первичными мерами противопожарной безопасности. Наличие огнетушителей, отсутствие электронагревательных приборов — именно это можно и нужно поставить в ответственность собственников объектов. Все остальные меры по обеспечению пожарной безопасности государство должно взять на себя.
Безусловно, эксперты надеются, что их мнение будет учтено в процессе последующей работы над законом. Проект технического регламента курируется Комитетом Государственной Думы по безопасности и, судя по подробной информации, предоставленной на официальной странице ведомства, госорганы учитывают большую часть сделанных замечаний.
По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), контрольные ревизии Государственной противопожарной службы по уровню претензий к проверкам со стороны предпринимателей стоят на втором месте после инспекций налоговой службы. Во время выездных мероприятий ревизоры пожарного ведомства осложняли рабочий процесс трети опрошенных респондентов (31%), а 6 процентов исследуемых заявили, что проверки сильно тормозили деятельность компании.
Основные претензии предпринимателей к проведению контрольно-ревизионных мероприятий связаны со взятками, которые по итогам проверок приходится платить инспекторам контрольных ведомств. На незаконные намеки со стороны ревизоров пожаловались 18 процентов опрошенных респондентов. Также среди самых частых проблем, которые возникают при проведении проверок, треть опрошенных (30%) назвали большое количество требований со стороны ревизоров и избыточную частоту самих контрольных мероприятий (23%).
Комментарии (0)
Оставить комментарий