Процедура трудоустройства иностранца в российскую компанию достаточно сложна, требует материальных расходов и может занять не один месяц. Среди документов для официального оформления зарубежного сотрудника значатся разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, заключение о целесообразности такого привлечения, разрешение на работу в России для самого иностранца, а также многочисленные медицинские справки об отсутствии различного рода заболеваний. И это только первый этап согласований. Немного проще тем, кто приезжает в столицу из стран, с которыми у России установлен безвизовый режим, — необходимых документов будет на порядок меньше, чем для граждан дальнего зарубежья. Но в любом случае процесс оформления отпугивает многих предпринимателей, которые предпочитают более простой, нелегальный способ отношений с сотрудником или отказываются от идеи нанять зарубежного специалиста.
Безусловно, сложности приема иностранцев на работу на руку нашим соотечественникам. Ведь чем меньше чужих, тем больше простора для взращивания собственных кадров и карьерного продвижения. С другой стороны, совсем не позавидуешь серьезным компаниям, которым действительно не обойтись без привлечения иноземных сотрудников. Тем более что существующие документальные правила, которые вводились отчасти для сдерживания потока нелегальных мигрантов из стран СНГ, почти не выполняют своих функций. Приезжающих на заработки гастарбайтеров не становится меньше, просто они предпочитают не связываться с законом, а то и вовсе попадают в трудовое рабство. И никакие доводы, квоты и штрафы этому уже не помеха. Страдают же в основном только образованные специалисты. Им приходится проходить через все этапы нудного согласования. По словам финансового эксперта и генерального директора компании «Альстром» Сеппо Мустонена, процедура оформления даже не столько сложна, сколько занимает чересчур продолжительное время, неприемлемое для современного делового человека:
— Главные неприятности, связанные с трудоустройством иностранца на территории России, относятся к продолжительным этапам согласования всех документов. Для руководителя высшего звена это действительно большая проблема. Неприятности в основном связаны с прохождением бесконечных медицинских инстанций для получения справок об отсутствии опасных заболеваний, согласно перечню, установленному правительством России. Дело в том, что сдать соответствующие анализы можно только на территории России, и это занимает очень много времени.
В основном компании нанимают квалифицированных иностранцев или в качестве руководителей, когда открывается представительство зарубежного предприятия, зарегистрированное как российское, или если нет возможности найти аналогичного специалиста у себя на родине. Сотрудников для физической работы (например, в качестве дворника, продавца или обычного строителя) выбирают в основном предприниматели, желающие сэкономить, так как услуги мигрантов стоят на порядок ниже аналогичных услуг русских специалистов.
Права иностранцев на территории нашего государства, их статус и правила трудоустройства определены Законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С 15 января 2007 года этот закон действует в обновленной редакции, внесшей целый ряд существенных изменений.
В плане порядка оформления зарубежного сотрудника закон четко делит иностранцев на «визовых», то есть прибывших из стран, с которыми у России установлен визовый режим, и «безвизовых» — граждан государств, с которыми такой режим не установлен. Также все иностранцы, приезжающие на территорию нашей страны, относятся к одной из трех категорий: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие на территории России граждане (ст. 5, 6 и 8 закона № 115-ФЗ). От того, к какой из указанных групп принадлежит будущий сотрудник, зависит количество документов, оформляемых работодателем и самим иностранцем.
В настоящее время без визы на территорию Российской Федерации могут въезжать граждане Украины, Республики Беларусь, Киргизской Республики, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы и Армении. Компании, принимающие на работу сотрудников из указанных стран (кроме граждан Белоруссии, так как для них установлен особый режим трудоустройства), освобождены от оформления бумаг на привлечение сотрудника. Единственный документ, который необходим работнику, — это разрешение на работу (ст. 13.1 закона № 115-ФЗ). Белорусы независимо от статуса своего проживания принимаются на работу на общих правилах, установленных для россиян. Также документальная волокита не касается постоянно проживающих на территории страны (то есть имеющих вид на жительство) иностранцев, так как они пользуются теми же правами, что и граждане России (п. 4 ст. 13 закона № 115-ФЗ).
А вот легализацией трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших из «визовых» стран, занимается и сам сотрудник, и непосредственный работодатель.
Первое, что понадобится руководителю компании, приглашающему «визового» сотрудника, — это заключение о целесообразности использования иностранных работников. Рассказывает юрист юридической фирмы «МаТИК. Яковлев и Партнеры» Антон Алексеев:
— Для оформления на работу иностранного сотрудника организация представляет заявление на квоту в территориальный орган Государственной службы занятости населения. Документ составляется на бланке, утвержденном Приказом Министерства труда и социального развития России от 15 июля 2003 г. № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения использования иностранных работников». Заявление подается в Центр занятости населения по месту регистрации компании. Также необходимо представить копию свидетельства о регистрации организации. В Центре оформляют предложение и отправляют его в Федеральную службу по труду и занятости. На этом этапе очень важно правильно обосновать, почему фирма хочет взять на работу именно приезжего, так как при недостаточных основаниях для привлечения иностранца можно получить отказ.
Если положительное заключение получено, то следующим этапом станет оформление разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, выдачей которого занимается Федеральная миграционная служба (ФМС). Для получения разрешения необходимо представить в службу целый перечень документов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации». Решение принимается в течение 30 дней с момента подачи документов, и ответ высылается в компанию по почте. Причем если выдается отказ, служба должна обосновать причину такого решения. Кроме того, переоформить бумагу на другую компанию нельзя.
Затем следует этап получения разрешения на работу самим иностранцем. Граждане из стран с безвизовым режимом подают документы, утвержденные пунктом 41 постановления № 681, а «визовые» иностранцы руководствуются пунктом 22 этого документа. Разрешение выдается в течение 10 дней после подачи документов.
Однако на этом мучения не заканчиваются. После первого этапа согласований наступает следующий. Необходимо уведомить ФМС, Федеральную налоговую службу, Государственную инспекцию труда и Центр труда и занятости, что также займет немало времени. Рассказывает Антон Алексеев:
— Для работодателей при приеме на работу граждан из стран с безвизовым режимом процедура уведомления ограничится миграционным (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ) и налоговыми органами (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ). Обе организации необходимо поставить в известность в течение 10 дней с момента заключения договора с сотрудником. В соответствии с пунктом 13 постановления № 681 руководству визовых иностранцев, помимо вышеуказанных организаций, придется также обратиться в Государственную инспекцию труда и Центр труда и занятости. Сделать это необходимо в течение 30 дней. Необходимо соблюсти все этапы согласования документов и уплатить все пошлины, предусмотренные законом, ведь в случае если сотрудник будет оформлен неправильно, компании грозят серьезные штрафы в размере до 800 тысяч рублей. Кроме того, организация берет на себя ответственность по обеспечению иностранного сотрудника жильем, на основании чего он становится на учет и прикрепляется к местности, в которой работает и проживает.
Единственная отрада для иностранцев из стран дальнего зарубежья — это российские налоги, которые они считают максимально привлекательными. По словам Сеппо Мустонена, российская система налогообложения доходов намного либеральнее, чем во многих европейских странах:
— Так как в России я проработал свыше 183 дней, то в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса отношусь к налоговым резидентам России. Мои доходы облагаются по ставке в 13 процентов, и налог я плачу на территории вашей страны. Для нерезидентов налоговая ставка составляет 30 процентов от общей суммы заработной платы. Конечно, 13 процентов против 30—35 процентов, которые я платил бы с такой же суммы в Финляндии, выглядят намного привлекательнее.
Комментарии (0)
Оставить комментарий