В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом организации и физические лица не признаются налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Все эти права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации (в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), которая с 31 января 1998 года осуществляется в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 25 ЗК).
При этом, как разъяснено в письме Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21, права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в вышеуказанном реестре. В этом случае право на землю подтверждается актами, изданными органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. В частности, к ним относятся:
При приобретении права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения статьи 552 Гражданского кодекса, согласно которым покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В том случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, в договоре может быть предусмотрено право на соответствующую часть земельного участка. Это может быть право собственности, право аренды или иное вещное право.
Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности только на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК).
Если здания и сооружения расположены на земельных участках, принадлежащих продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю недвижимости в силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса земельные участки на таком праве предоставляться не могут, покупатель как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования в связи с приобретением зданий и сооружений недвижимости, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность. До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) организация, которая приобрела такой «надел» в собственность, не будет признаваться плательщиком земельного налога.
Согласно статье 389 Налогового кодекса, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен налог. Напомним, что в столице земельный налог введен Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге».
Не являются объектами налогообложения земли, ограниченные в обороте, изъятые из оборота, занятые лесным и водным фондом (п. 2 ст. 389 НК).
В отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также в отношении владельцев этого участка (соответственно плательщиков земельного налога) Минфин в письме от 17 мая 2007 г. № 03-05-05-02/33 дает следующие разъяснения. В соответствии с Законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Поэтому, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, собственникам нежилых помещений, находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.
Если земельные участки не прошли кадастровый учет (по земельным участкам отсутствует кадастровый номер), то они признаются объектом налогообложения земельным налогом на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, выданных соответствующими органами до введения закона № 122-ФЗ (письмо Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Ее результаты утверждаются органами исполнительной власти субъектов по представлению территориальных органов Роснедвижимости (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316) и доводятся до налогоплательщиков ежегодно не позднее 1 марта (п. 14 ст. 396 НК).
Порядок доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков определяется постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», а на территории Москвы — еще и распоряжением правительства Москвы от 4 апреля 2005 г. № 522-РП «О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков».
Согласно последнему документу, кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории города Москвы, доводится до сведения налогоплательщиков земельного налога Департаментом земельных ресурсов города Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.
Кстати, информацию о кадастровой стоимости земельных участков можно получить и непосредственно в территориальном органе Роснедвижимости или на интернет-сайте Роснедвижимости (www.kadastr.ru).
Пример 1
В многоквартирном доме 1600 кв. м занято квартирами. Все квартиры приватизированы. На первом этаже этого дома расположен магазин площадью 200 кв. м, принадлежащий ООО «Весна». Кадастровая стоимость земельного участка, занятого данным многоквартирным домом, составляет 2 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 закона города Москвы № 74 налоговая ставка для магазина равна 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно алгоритму расчета земельного налога по участкам, расположенным под многоквартирным домом, приведенному в письме Минфина от 26 декабря 2006 г. № 03-06-02-02/154, определим долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и величину налоговой базы для ООО «Весна».
Вначале вычислим общую площадь помещений в доме, находящихся в собственности налогоплательщиков. Она равна сумме площади магазина и площадей помещений, занятых квартирами, то есть 1800 кв. м (200 кв. м + 1600 кв. м).
С учетом общей площади всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам, определяется доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для ООО «Весна» она составит 0,11 (200 кв. м / 1800 кв. м).
Налоговая база для исчисления земельного налога ООО «Весна» будет равна 220 000 руб. (2 000 000 руб. × 0,11).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет ООО «Весна» с учетом налоговых ставок, установленных представительным органом муниципального образования, составит 3300 руб. ((220 000 руб. × 1,5) : 100).
Земельный налог перечисляется по итогам года. Местные власти, хотя и устанавливают конкретные сроки уплаты, все же не вправе требовать налог до наступления срока сдачи декларации, то есть раньше 1 февраля следующего года (п. 1 ст. 397 НК).
Суммы авансовых платежей по налогу исчисляются по истечении I, II и III квартала текущего года как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК). Авансовые платежи нужно перечислять в сроки, которые указаны в местных нормативных актах. В Москве надо успеть это сделать до последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом включительно.
Пример 2
ООО «Дельта» имеет в собственности земельный участок, который находится на территории г. Москвы и занят офисным зданием. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2008 года составляет 5 000 000 руб.
Сумма авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2008 года у ООО «Дельта» составит:
(5 000 000 руб. : 4 × 1,5%) = 18 750 руб.
Как быть, если земельный участок был приобретен среди года? Обратимся к Рекомендациям по заполнению Формы налогового расчета по авансовым платежам (приложение 2 к приказу Минфина от 12 апреля 2006 г. № 64н).
При расчете суммы авансовых платежей за неполный налоговый период необходимо применять коэффициент К2, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) налогоплательщика к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При этом следует учитывать, что значение коэффициента К2 должно приводиться в десятичных дробях с точностью до сотых долей.
Нельзя забывать, что расчет по авансовым платежам по земельному налогу заполняется не нарастающим итогом. То есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода авансовые платежи, исчисленные за предыдущий отчетный период, не учитываются.
В случае если результаты кадастровой оценки не были утверждены органами исполнительной власти субъекта, можно руководствоваться разъяснениями Минфина, приведенными в письме от 6 июня 2006 г. № 03-06-02-02/75.
В том случае если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но кадастровая стоимость земельного участка до сведения налогоплательщика в установленном порядке не доведена, организация обязана представить в налоговые органы нулевую налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу).
При этом если налог или авансовые платежи по налогу не уплачены организацией в установленные сроки по независящим от нее причинам (не утверждена, не доведена до адресата кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся до инспекций ФНС органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра. Таким образом, если информация о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков должным образом не доведена, эти сведения можно получить в налоговых органах.
Какой способ отражения в бухучете авансовых платежей по земельному налогу выберет фирма, зависит главным образом от действующей в организации учетной политики. Эти суммы включаются либо в расходы по обычным видам деятельности, либо в прочие операционные расходы. Перечень прямых и косвенных расходов налогоплательщик выбирает самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
В бухгалтерском учете коммерческой организации, не применяющей специальные режимы налогообложения, сумма налога на землю отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44). В налоговом учете земельный налог такой организации следует учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). При этом, как следует из пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса, весь авансовый платеж учитывают в том отчетном периоде, за который он внесен.
Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога, в связи с чем эти организации исчисляют и уплачивают налог на землю на общих основаниях. При определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик, применяющий упрощенку, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК).
Во втором случае налог показывают по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Комментарии (0)
Оставить комментарий