Знаменитая поговорка «время — деньги» не теряет своей актуальности и сегодня: даже небольшой простой грозит фирме существенными финансовыми потерями, а успех возможен только тогда, когда все механизмы работают слаженно. В этой гонке за успехом порой не находится времени для таких мелочей, как регистрация нового адреса — а потом в один прекрасный момент выясняется, что эти малозначащие детали влекут за собой вполне осязаемые конфликты с инспекторами, потерю рабочего времени и штрафные санкции.
Нельзя однозначно ответить на вопрос, почему компании регистрируются по одному адресу, а работать предпочитают по другому. Причин тому бесчисленное множество, и у каждой организации они свои. Кто-то скачет с места на место в погоне за большим объемом продаж и большей прибылью, кто-то вынужден вести дела в помещении, непригодном для осуществления предпринимательской деятельности, кого-то занимают более насущные проблемы, чем перерегистрация, а кто-то даже не задается этим вопросом, считая наличие двух адресов вполне нормальным явлением. Но если дело дойдет до разбирательств с налоговиками, то такая халатность может привести к весьма неприятным последствиям.
Итак, могут ли налоговики признать в качестве обособленного подразделения предприятие, осуществляющее свою деятельность не по месту регистрации, и если да, то чем это для него закончится? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего дать определение самому понятию «обособленные подразделения».
Отметим, что соответствующая терминология, которой оперирует гражданское законодательство, отличается большей четкостью, нежели та, которая содержится в налоговом. Согласно первому, существует всего два вида обособленных подразделений — филиал и представительство, причем их наличие должно быть отмечено в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Налоговое же законодательство в целях учета готово признать обособленным подразделением любую организацию, фактический адрес которой отличается от указанного в учредительных документах, и там оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст.11 НК РФ). Напомним: рабочим считается место, куда сотрудник должен прибыть и или) находиться там в связи с выполняемыми обязанностями, и которое прямо или косвенно контролируется работодателем. А стационарным оно расценивается тогда, когда оно оборудовано в расчете на срок работы, превышающий один месяц (ст. 209 ТК РФ). Поскольку обособленные подразделения Налоговым кодексом не поделены на виды, то к ним может быть отнесено любое предприятие, удовлетворяющее признакам обособленности, причем вне зависимости от того, отражена ли эта его особенность в учредительных документах. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2005 года № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1 представлена полная совокупность таких критериев — это территориальная обособленность фирмы, наличие стационарных рабочих мест вне адреса регистрации, которые созданы на срок не менее 1 месяца, и, наконец, ведение деятельности через это подразделение.
Согласно Налоговому кодексу, все имеющиеся у предприятия филиалы, представительства и иные обособленные подразделения должны быть поставлены на учет в налоговых органах по месту их нахождения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Заявление о регистрации необходимо подать в течение одного месяца с момента создания указанных подразделений (п. 2 ст. 84 НК). При этом моментом их создания считается момент оборудования стационарных рабочих мест, что подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2006 года по делу № А56-51950/2005.
Лишь в одном случае можно не подавать заявление о постановке филиала на учет — если он вместе с головным предприятием находится на территории, контролируемой одной и той же налоговой инспекцией, поскольку налогоплательщик два раза в одном месте регистрироваться не обязан (п. 39 Постановление Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2006 г. по делу № А56-31316/03).
Как следует из налогового законодательства, филиалы и иные обособленные подразделения должны исполнять обязанности «материнской» организации по уплате налогов и сборов в тех ИФНС, где они стоят на учете (ст.19 НК РФ).
внимание
Постановления арбитражных судов обращают внимание на то, что под оборудованием рабочего места подразумевается не только создание рабочих условий, но и осуществление деятельности, т. е. выполнение трудовых обязанностей (постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 октября 2002 г. № А26-3503/02-02-07/160, ФАС Московского округа от 30 июля 2004 г. № КА-А41/6389-04).
Вот и получается, что налоговики вполне могут признать предприятие, имеющее два адреса, обособленным подразделением. В этом случае даже суд будет на их стороне: позиция ВАС по этому вопросу уже сформирована и отражена в Постановлении от 8 июля 2003 г. № 2235/03. В результате этого организации будут начислены следующие штрафные санкции: за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет придется заплатить 5000 рублей, а если просрочка составила более 90 календарных дней — 10 000 рублей (ст.116 НК РФ). Но и это еще не все: за ведение деятельности без постановки на налоговый учет придется расстаться с 10% от доходов, полученных в течение ведения такой деятельности, но сумма эта не может быть менее 20 000 рублей, а если данный срок превысит 90 календарных дней, фирма отдаст 20% от таких доходов, но не менее 40 000 рублей (ст. 117 НК). К отсутствию деклараций по месту налогового учета претензий, скорее всего, не будет: согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 16 сентября 2003 г. по делу № А05-954/03-60/18, такая обязанность возникает только после постановки подразделения на учет, чего, собственно, и не произошло. А вот неуплату сумм налога (сбора) предприятию вменить могут — и потребуют выплатить 20% от неуплаченной суммы. Если же налоговики смогут доказать, что это сделано умышленно, то штраф увеличится до 40%. Наконец, фирме грозит ответственность за непредставление сведений, предусмотренных Налоговым кодексом в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 122 НК РФ).
Должностные лица компании тоже не смогут выйти сухими из воды: за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет для них предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей (ст. 15.3 КоАП), за ведение деятельности без постановки на учет в налоговой инспекции — от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.3 КоАП), ну и за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля — от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП).
Вполне очевидно, что как самому предприятию-нарушителю, так и его руководству в конечном итоге придется расстаться с солидной суммой денег. Этого не произойдет с теми, кто зарегистрирован и работает по одному адресу.
Комментарии (0)
Оставить комментарий