Роспотребнадзор — на страже здоровой нации

Роспотребнадзор — на страже здоровой нации

24.06.2008   |   0Оставить комментарий
Ревизии, осуществляемые Роспотребнадзором, нельзя назвать столь внезапными, как, к примеру, проверки налоговым органом. Тем не менее в визитах этой госструктуры есть свои подводные камни, и сотрудникам компаний, чтобы не пойти ко дну, стоит их знать.
Кто стучится в дверь мою?

Роспотребнадзор может посетить компанию по разным причинам, и если ведомство пожаловало в организацию с ревизией, не стоит паниковать. Прежде всего необходимо удостовериться, что пришедшие люди действительно имеют право на проверку. То есть первым делом нужно изучить их документы. Контролеры должны предъявить свои удостоверения и распоряжение, на основании которого будет осуществляться ревизия. Как сообщили по телефону горячей линии Роспотребнадзора, на удостоверении сотрудника госоргана должны быть указаны фамилия, имя, отчество и должность. Кроме этого в документе должны присутствовать фотография, печать и дата выдачи удостоверения. В распоряжении непременно указываются его номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего документ, фамилия, имя, отчество и должность лица, производящего проверку, наименование юридического лица, к которому пришли с ревизией. Обязательно должны быть прописаны цели и задачи проверки, вид этого мероприятия, дата его начала и окончания. Разумеется, на описанном документе также должны присутствовать печать и подпись руководителя Роспотребнадзора.

Кроме того, следует помнить, что существует два вида ревизии — плановая и внеплановая. Плановые мероприятия могут проводиться не чаще чем 1 раз в 2 года, причем если организация является субъектом малого предпринимательства, то в нее с плановой проверкой придут не ранее чем через 3 года после государственной регистрации. Появиться ранее этого срока Роспотребнадзор не имеет право, согласно действующему законодательству (п. 4 Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

Стоит заметить, что у бухгалтеров часто возникают вопросы: можно ли узнать об этих планах заранее, кто их устанавливает и по каким критериям отбирают компании для проверки? Ответ прост. Дело в том, что план ревизий каждый год устанавливает все тот же Роспотребнадзор, вернее его территориальный орган, а утверждает документ приказ руководителя. Но, как и в любой другой государственный план, при необходимости в документ Роспотребнадзора вносятся корректировки, связанные с созданием новых или ликвидацией существующих компаний, а также с изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе или городе. Кроме того, фирма может быть включена в план на основании постановления или приказа главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Правда, в документе строго определен срок проверок: любая такая ревизия длится не более месяца.

Потребитель может быть не прав

Иногда бывает так, что проверка по жалобе потребителя показывает, что компания не нарушала ни его прав, ни действующего законодательства. В результате получается, что заявитель сам злоупотребляет своими правами умышленно или по незнанию закона. В таких случаях Роспотребнадзор остается на стороне фирм, заверил «Московский бухгалтер» сотрудник Роспотребнадзора по телефону горячей линии. Кроме того, он сообщил, что статистика показывает, что такие происшествия составляют примерно 15—20 процентов от общего количества ревизий, основанных на жалобах потребителей.

Причины внеплановых ревизий

Гораздо больше проблем у организации вызывает второй тип проверок — внеплановый, ведь для таких ревизий не установлена даже их периодичность, признался «Московскому бухгалтеру» один из сотрудников Роспотребнадзора, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, количество внеплановых проверок зависит только от числа выявленных нарушений как в самой ревизуемой компании, так и в организациях с похожим видом деятельности. Но не стоит забывать, что и для подобного мероприятия всегда должно быть основание.

У Роспотребнадзора существует свой Административный регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 19 октября 2007 г. № 658, в пункте 7.7 которого перечислены все возможные причины для внеплановой проверки. Послужить сигналом к ревизии могут:

  • жалобы граждан и организаций и другая информация об изменениях или нарушениях технологических процессов (о выходе из строя сооружений или оборудования, которые могут причинить вред жизни и здоровью людей либо окружающей среде);
  • обращения органов государственной власти и местного самоуправления, если они узнают, что компания нарушает санитарное законодательство;
  • сообщения об аварийных ситуациях, которые могут изменить санитарно-эпидемиологическую обстановку на объекте или на близлежащей территории, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, загрязнению окружающей среды или повреждению имущества;
  • отравления, заболевания людей, связанные с деятельностью данной компании или с выпускаемой ею продукцией;
  • ранее выявленные нарушения санитарного законодательства или ранее составленный акт проведения санитарно-эпидемиологического расследования по факту обнаружения продукции, сырья, материалов, оборудования, технологий, опасных для здоровья граждан.

Роспотребнадзор оперативно реагирует и на жалобы, связанные с возникновением инфекционных или массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, уверяет юрист Леонид Филатов.

При жалобах на недоброкачественную продукцию проверку проводят в течение 3 дней, в остальных случаях ревизия может затянуться на месяц. Продление этих сроков возможно только при проведении специального расследования или экспертизы.

Право и отсутствие прав

Представителям организации стоит быть в курсе, какие действия сотрудники ведомства могут производить во время проверки. Ревизорам разрешается осмотреть объект, чтобы оценить его соответствие обязательным требованиям, проанализировать документы, провести анализ данных лабораторных и инструментальных исследований. Роспотребнадзор имеет право изъять образцы товаров для проведения экспертизы. Естественно, все это должно сопровождаться составлением акта с указанием наименования и количества образцов, ссылок на ГОСТы и ТУ (Технические условия). Все полученные образцы работники Роспотребнадзора должны упаковать, обтянуть клейкой лентой и снабдить листами с печатями и подписями — своими и представителя фирмы. Затем в испытательной лаборатории пройдет детальное исследование, после которого будет оформлен протокол испытаний. Он прилагается к акту проверки, говорит юрисконсульт организации «Юридическая правовая помощь» Надежда Кованцева.

Но ревизуемой фирме не стоит забывать, что в пункте 7.10 Административного регламента сказано, что сотрудники Роспотребнадзора не имеют права проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их полномочиям. Не могут ревизоры осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц, требовать предъявления документов, информации, образцов или проб продукции, если они не относятся к предмету проверки, изымать оригиналы документов, относящихся к предмету ревизии и т. д.

В конце исследования компании сотрудники Роспотребнадзора обязаны составить акт проверки в двух экземплярах. К нему прилагаются акты об отборе образцов продукции и протоколы или заключения экспертиз. Один экземпляр документов вручается руководителю предприятия либо заместителю или их представителю под расписку или направляется почтой с уведомлением о вручении. В этом акте отражается информация о результатах проведенных мероприятий, о выявленных нарушениях санитарного законодательства, указываются виновные должностные лица. Так как представители организации вправе присутствовать при осуществлении контрольных мероприятий и знакомиться с результатами проверок, в акте должны содержаться сведения об ознакомлении или отказе от ознакомления с ним представителя фирмы и лиц, присутствовавших при проведении ревизии, их подписи или отметки об отказе от подписи.

Заявлять о несогласии надо в срок

Если должностное лицо компании не согласно с составленными документами, то оно имеет право при подписании акта сделать пометку «не согласен» или поставить свою подпись, подтверждая лишь получение бумаг. Потом будет нелишним обсудить сложившееся положение дел с юристом и определить конкретную позицию по поводу своего согласия или несогласия. Тем не менее существует важный нюанс: само по себе подписание или неподписание акта представителем фирмы не имеет значения для правовой оценки результатов проверки.

Как же быть в столь запутанной ситуации? Когда организация не согласна с протоколом об административном нарушении, она может изложить в нем свои возражения. Фирма также вправе обжаловать действия и решение контролеров, направив письменную жалобу руководителю ведомства. Он рассмотрит заявление в течение 30 дней. Если же компанию не устроит ответ главы Роспотребнадзора, дело можно передать в суд.

По словам юриста Правового центра Сергея Войкова, если организация хочет обжаловать действия (бездействия) контролеров, то это нужно сделать не позднее чем через 3 месяца после того, как она узнала о нарушении своих прав. Если же фирма пожелает обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, то сделать это можно лишь в течение 10 дней с момента вручения постановления, согласно статье 30.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Кристина Мохамед

Редакция сайта Бухгалтерия.ру Источник материала
4208 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.