111222
На сетования предпринимателей, что, мол, для изучения всей подноготной своих поставщиков им нужно обладать, как минимум, функциями полицейских, и что подобные проверки отнимают у них слишком много времени, налоговики традиционно возражают, что методов – хоть отбавляй, было бы желание.
Так, в письме от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 ФНС России снова напомнила о способах проверки добросовестности контрагентов. Налоговые ведомства советует налогоплательщикам руководствоваться:
Эти сведения также размещены на сайте ФНС России.
Для проверки можно воспользоваться электронными сервисами на сайте ФНС России:
Альтернативный вариант – получить выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента в бумажной или в электронной форме (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).
Для получения прочей информации о контрагенте предназначены следующие сервисы на сайте ФНС России:
Кроме того, необходимо запросить у контрагента следующие документы или их заверенные копии:
Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС России.
Рекомендуется также попытаться проанализировать бухгалтерскую отчетность контрагента за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что организация представляла бухотчетность в органы статистики). Для этого нужно направить в любой территориальный орган статистики запрос по утвержденной форме.
Чтобы доказать, что проверка добросовестности контрагента действительно проводилась, следует:
Всегда ли пользование «проверочными» электронными ресурсами налоговиков является панацеей от обвинений и стоит ли полагаться только на них?
Итак, на официальном сайте ФНС России функционирует онлайн-сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Он включает в себя несколько блоков информации, которые можно использовать для получения достоверных сведений о факте регистрации юрлица.
Обратите внимание
В ходе судебных разбирательств порой случаются казусы. Так, АС Центрального округа в своем постановлении от 05.08.2016 Ф10-2578/2016 вынужден был указать налоговикам, что отсутствие контрагентов компании по месту регистрации через три года после осуществления сделки не является проявлением неосмотрительности и поводом для доначислений.
Воспользоваться этими ресурсами может любая компания. Однако стоит помнить, что применение этих ресурсов для подтверждения добросовестности контрагента в налоговом законодательстве прямо не установлено.
Некоторые суды принимают факт проверки контрагента через сайт налоговиков и не требуют предоставления других доказательств добросовестности. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 11.07.2011 № КА-А41/6979-11) содержится вывод о том, что у фирмы, отследившей добросовестность контрагентов через официальные информационные источники, отсутствует обязанность проверять их налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также принимать иные меры для выявления благонадежности в качестве налогоплательщиков.
Контрагенты зарегистрированы в ЕГРЮЛ с теми же юридическими адресами и ИНН, которые подтверждены на официальном сайте ФНС России. Фирмой были приняты все зависящие от нее меры, проявлена должная осмотрительность. Поэтому она не может быть лишена по формальным основаниям права на уменьшение базы по налогу на прибыль на расходы и на вычет по НДС.
В постановлении все того же ФАС Московского округа от 15.02.2012 № А40-128151/2010 судьи признали, что компания проявила должную осмотрительность и осторожность с помощью:
Однако в иных ситуациях судьи могут решить, что данные интернет-сервисов не являются доказательством достаточности проверки контрагента. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 13.12.2011 № А40-21233/2011 служители Фемиды встали на сторону ИФНС. В решении было указано, что фирма не представила доказательства истребования документов у контрагентов в спорный период, а сведения о спорных контрагентах, имеющиеся в ЕГРЮЛ и на интернет-сервисах, не свидетельствуют о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов и не позволяют сделать вывод о реальности ведения ими финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, судебная практика довольно противоречива. Безусловно, компании могут использовать электронные сервисы ФНС России для проверки контрагентов, но лишь как вспомогательные средства. Изменится ли что-то в ближайшее время? Обещают, что да…
С 1 июня в России все сведения о компаниях, которые не составляют налоговую тайну, стали общедоступными. Такие изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ. В связи с этим, ФНС России выпустила Информацию, где говорится о том, что публикация открытых сведений о компаниях будет проходить в течение года – до 1 июля 2017 года.
Речь идет о размещении таких сведений, как: среднесписочная численность работников организации за календарный год, о доходах и расходах компании, об уплаченных налогах и сборах, о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Данные будут размещаться в бесплатном открытом доступе на официальном сайте ФНС России.
По задумке разработчиков документа, закон должен был дать бизнесу инструмент проверки будущих бизнес-партнеров. При этом авторы поправок полагали, что сам факт публикации данных должен мотивировать коммерсантов заботиться о репутации компании. Но, по мнению экспертов, ситуация со снятием налоговой тайны похожа на применение лекарства с массой побочных эффектов.
Обратите внимание
Выписка из ЕГРЮЛ не может рассматриваться судом как единственное доказательство того, что компания была осмотрительна при выборе партнера (постановление Четырнадцатого арбитражного суда от 27.10.2014 по делу №А05-3286/14).
Во взаимодействии налогоплательщика и инспекций нововведение об отмене тайны будет иметь свои последствия. Например, фискалам будет проще предъявить претензии к компании относительно недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.
При этом некоторые открытые показатели – как, например, численность сотрудников – могут быть необъективными критериями при определении того, что компания надежна и с ней можно иметь дело.
На практике случается так, что даже если у организации мало работников, это не мешает ей найти хороших, толковых субподрядчиков и выполнить все качественно и в срок. Гражданское законодательство такую форму решения бизнес-задач не запрещает.
Еще одно уязвимое место нового закона – это желание властей сделать открытыми данные о недоимках компании. На практике может случиться так, что организация оспаривает и «отбивает» доначисления инспекции, а споры с налоговой – процесс не быстрый. Разрешение конфликта может занять год и более, а недоимка в открытых данных о компании будет отражена, и этот факт может влиять на конечное решение клиентов фирмы.
Необходимые меры, свидетельствующие о проявлении должной осмотрительности, выработаны на основе арбитражной практики. Однако их перечень не является исчерпывающим. Приведем основные.
Редакция «ПБ» Сергей Данилов
Комментарии (0)
Оставить комментарий