111222
Обзоры Верховного суда РФ традиционно направлены на то, чтобы если не положить конец разброду и шатанию при рассмотрении одинаковых споров в разных регионах, то хотя бы хоть сколько-нибудь «единообразить» судебную практику, обобщить выводы, закрепить сложившиеся подходы. Говоря официально, призваны разрешить множество противоречий, возникающих в связи с разной трактовкой законодательных норм.
При разрешении заявления уполномоченного органа о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее-Закона о банкротстве) следует учитывать, что его обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве должника возникает в момент, когда находящийся в сходных обстоятельствах добросовестный и разумный менеджер в рамках стандартной управленческой практики должен был узнать о действительном возникновении признаков неплатежеспособности либо недостаточности имущества должника.
В обзоре рассматривается неоднозначный вопрос привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Чтобы привлечь руководителя, необходимо доказать, что любой другой добросовестный руководитель в аналогичной ситуации обратился бы с заявлением о банкротстве в суд. Но четких критериев, при которых нужно обращаться с заявлением, не разработано, и здесь обобщение практики играет значительную роль по содействию реализации правосудия.
Так, в судебной практике нередки споры, когда уполномоченный орган, обратив внимание на то, что должник, по которому был завершен расчет с кредиторами в процедуре конкурсного производства на определенную дату, отвечал признаку недостаточности имущества ввиду значительного размера неисполненных обязательств по оплате обязательных платежей, превышавших размер активов должника, обращался в арбитражный суд.
То есть вся ситуация складывалась не в пользу руководителя должника, и, на первый взгляд, казалось, что на определенную дату он вел себя недобросовестно. Однако, с другой стороны, на ту же дату существовал неразрешенный вопрос с налоговыми органами касательно недоимки по налоговым платежам.
На тот момент все внимание руководителя было занято сыпавшимися на него заявлениями с требованием оплаты существующих недоимок, что помешало ему обратиться в суд с заявлением о банкротстве. А самое главное, что в случае решения суда по данным делам в пользу должника это значительно снизило бы размер недоимок и способствовало бы исчезновению признаков неплатежеспособности либо недостаточности имущества должника.
Данный довод руководителя был настолько неочевиден, что на протяжении нескольких инстанций судебные акты выносились в пользу уполномоченного органа. И только суд кассационной инстанции определил, что все признаки, указывающие на неплатежеспособность должника, определяются на момент их уплаты, чем в этом случае явилось бы вынесенное решение суда, обязывающее должника выплачивать недоимки по налогам в полном объеме.
Так как на определенную дату решение не было вынесено, оснований для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве не было. Окружной суд отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
Читайте также «Субсидиарная ответственность руководителя»
В судебной арбитражной практике нередко возникают вопросы о том, какие требования и в какой очередности вправе предъявлять федеральные органы исполнительной власти (их территориальных подразделения) в делах о банкротстве исполнителей госконтрактов, в рамках которых они выступали заказчиками.
Верховный суд РФ отмечает, что разрешая данные споры, в том числе в случаях, когда государственный заказчик сам подал заявление о признании должника банкротом, судьи должны учитывать, что при заключении таких контрактов на закупку товаров (работ, услуг) все заказчики действуют от имени и по поручению Российской Федерации и ее регионов.
Поэтому все требования, вытекающие из таких правоотношений, относятся к требованиям государства. В Законе о банкротстве сказано, что требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в банкротных делах уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в частности, – ФНС России.
Обратите внимание
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в делах о банкротстве» утратило силу. Отныне всем предписано руководствоваться комментируемым обзором Верховного суда РФ.
Для реализации налоговиками этих полномочий заказчики по госконтрактам должны уведомить их о наличии задолженности у исполнителя-банкрота по денежным обязательствам, а также предоставить ему все заверенные копии документов, которые нужны для подачи заявления о признании должника банкротом.
Заявление с требованием по денежным обязательствам России в делах о банкротстве, поданное другим органом исполнительной власти также является правомочным. Но в этом случае арбитражный суд должен известить орган ФНС о времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. Орган ФНС должен одобрить такое заявление.
Суд разъясняет, что такая задолженность может быть востребована только путем принятия решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и последующего выставления инкассовых поручений. При этом решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается.
При решении данного вопроса суд исходил из следующего. Кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а требования уполномоченного органа о взыскании таких обязательных платежей предъявляются вне рамок дела о банкротстве.
Поэтому в случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган, то есть налоговая инспекция, в которой должник стоит на налоговом учете, обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69–70 Налогового кодекса РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (ст. 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.
В отношении возможности обращения взыскания на имущество следует учитывать ограничения, установленные Законом о банкротстве. В частности, согласно абзацу 9 пункта 1 статьи 126 наложение ареста на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (ст. 47 НК РФ) в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается.
При этом в связи с изложенным, если в будущем конкурсное производство будет прекращено по любым основаниям, период конкурсного производства не включается в срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, установленный абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ.
Читайте также «Процедура банкротства компании»
В рассматриваемой ситуации арбитражный управляющий регулярно выплачивал заработную плату работникам, удерживая из указанных сумм соответствующий НДФЛ. Однако вместо перечисления сумм налога в бюджет конкурсный управляющий осуществил выплаты по текущим платежам следующих очередей, в частности направил имеющиеся в конкурсной массе денежные средства на оплату услуг привлеченных лиц, а также на погашение эксплуатационных расходов.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что допущенное конкурсным управляющим бездействие по неперечислению налога в бюджет противоречит пункту 2 статьи 134 Закона о банкротстве, и признал такое бездействие незаконным. Уполномоченный орган вправе требовать возмещения убытков арбитражным управляющим, не перечислившим в бюджет налог на доходы физических лиц, удержанный при осуществлении от имени должника текущих платежей в пользу граждан, если конкурсной массы (с учетом будущих поступлений) недостаточно для удовлетворения упомянутых требований уполномоченного органа.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего, в которой также заявил требование о возмещении убытков.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции отказал в возмещении убытков, исчисленных налоговым органом, в размере не перечисленного в бюджет налога, указав, что как текущие, так и реестровые требования не могут по своей природе быть квалифицированы в качестве убытков.
Суд апелляционной инстанции отменил определение суда первой инстанции в части отказа в возмещении убытков и в указанной части удовлетворил требования уполномоченного органа в полном объеме.
Как указали судьи, по смыслу пункта 4 статьи 20.4 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан возместить любые убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе составляющие сумму текущих платежей, возможность удовлетворения которых за счет конкурсной массы утрачена по вине арбитражного управляющего.
По общему правилу уполномоченный орган вправе подать заявление о признании должника банкротом не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа (п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257). Однако в действующем законодательстве не предусмотрено каких-либо последствий пропуска срока. Истечение данного срока не влечет за собой утрату права налоговой инспекции на предъявление в суд заявления о признании должника банкротом (Определение ВАС РФ от 26.11.2009 № ВАС-15580/09 по делу № А22-442/2009).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 и пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве возможность принудительного исполнения обязательных платежей не должна быть утрачена.
Поэтому суды должны прежде всего оценивать, какие мероприятия и в какие сроки были проведены налоговыми органами для взыскания задолженности.
Долгое время судебная практика была негативной для налоговых органов. Судьи исходили из того, что инспекторы не могут подавать заявление о банкротстве организации, так как налогоплательщиком НДФЛ признавались физические лица, а не организации. Поэтому такая задолженность не признавалась обязательным платежом.
Но практика изменилась в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Теперь Закон о банкротстве допускает подачу заявления о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы не только работниками, у которых есть непогашенные требования по оплате труда и/или выплате выходных пособий, но и также уполномоченным органом. Работодатель обязан удержать налоги на доходы физических лиц. А в случае, когда работодатель удержал налог и не перечислил его, он распоряжается частью заработной платы своих сотрудников. Поэтому уполномоченный орган вправе обратиться с заявлением о банкротстве данного работодателя.
Комментарии (2)
Иван
06.03.2017ОтветитьДа?!!! Верховный суд перекроил закон о банкротстве почти полностью. Налоговики могут всё!! Печально. Для них нет закона. Все пишут под них.
При таких условиях рассчитывать на то, что в стране будет бизнес просто глупо. Не дают нам (простым смертным) возможности работать, создавать, зарабатывать.
Галина
05.03.2017ОтветитьСпасибо, нужная подборка вопросов.
Оставить комментарий