Минфин разработал проект нового ФСБУ «Инвентаризация». Его предполагается применять, начиная с 1 апреля 2025 года.
По каждому случаю инвентаризации, в отличие от действующего порядка, предусматриваются отдельные сроки проведения и условия создания специальных комиссий.
В обязательном порядке инвентаризацию будут проводить компании в следующих случаях:
Эта систематизация имеет важное практическое значение, поскольку ошибки, которые случаются в ходе ревизий, связаны зачастую с организацией инвентаризации, но приводят они не только к искажению отчетности, но и к административным штрафам.
Недостоверность бухотчетности может быть обнаружена при проверке налоговыми органами или аудиторами.
В примечании к статье 15.11 КоАП РФ говорится, что грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности считают:
За грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также облагаемых объектов и налоговой базы ответственность предусмотрена также статьей 120 НК РФ.
Таким образом – инвентаризация является важнейшим этапом подготовки в годовому отчету, и провести ее нужно без ошибок.
Составляя приказ об инвентаризации, не забудьте указать в нем обязательные реквизиты:
Правильно определяйте состав комиссии. В ней не должно быть материально ответственных лиц. Сроки в приказе должны соответствовать масштабу инвентаризации, а то часто бывает, что объем работы большой, а период инвентаризации один-два дня.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества и обязательств фирмы. Вся информация, которая содержится в регистрах, должна быть подтверждена первичными документами.
Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы, приложенные к отчетам (регистрам), и сделать в них запись «до инвентаризации на___(дата)». На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»).
Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Опись хранится в архиве фирмы не меньше пяти лет.
Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными.
Инвентаризацию активов проводят с участием материально-ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т. д.).
Материально-ответственные лица представляют приходно-расходные документы и расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на проверяемое имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны. Отсутствие расписок не допускается.
В процессе ревизии тоже могут быть ошибки, которые могут привести к недействительности результатов. Например:
Нельзя забывать про инвентаризацию резервов.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Лучше отложить инвентаризацию, если что-то из членов комиссии не может участвовать в проверке и не явился, а издать приказ на замену и оперативно заменить его не получилось.
Отсутствие члена инвентаризационной комиссии и в результате отсутствие его подписи на инвентаризационных документах является основанием для признания ее результатов недействительными.
Не стоит расписываться за отсутствующего члена комиссии, если впоследствии выяснится, что он не мог присутствовать на инвентаризации из-за болезни, командировки и т.п.
Проверьте, удалось ли вам собрать полный пакет документов при инвентаризации. Это:
При оформлении этих бумаг соблюдайте хронологию и правила оформления: проставляйте все обязательные записи, подводите итоги, в случае отсутствия информации – ставьте прочерки, собирайте все необходимые подписи и т.д.
За ошибки, допущенные в ходе инвентаризации, которые привели к искажению отчетности на 10% и более, администрацию компании могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10 000 рублей - по статье 15.11 КоАП РФ.
Дополнительную информацию вы найдете в бераторе Практическая энциклопедия бухгалтера.
Если у вас есть доступ - пользуйтесь. Если нет, зайдите и зарегистрируйтесь на 3 дня. Вот ссылки на материалы, которые вам пригодятся:
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий