Ошибки при инвентаризации: вовремя исправлять, но лучше не допускать

Ошибки при инвентаризации: вовремя исправлять, но лучше не допускать

08.12.2023   |   Темподборки  |   0Оставить комментарий
Значение годовой инвентаризации для качества отчетности велико, ошибки при проведении ревизии могут привести к искажению показателей. Нужно их вовремя исправлять, а лучше - не допускать. Ведь если искажение данных превысит порог в 10%, отчетность признают недостоверной, а можно и штраф получить.
Ошибки при инвентаризации: вовремя исправлять, но лучше не допускать

Случаи для проведения обязательной инвентаризации по новому ФСБУ

Минфин разработал проект нового ФСБУ «Инвентаризация». Его предполагается применять, начиная с 1 апреля 2025 года.

По каждому случаю инвентаризации, в отличие от действующего порядка, предусматриваются отдельные сроки проведения и условия создания специальных комиссий.

В обязательном порядке инвентаризацию будут проводить компании в следующих случаях:

  • при составлении годовой бухгалтерской отчетности;
  • при передаче активов по договору аренды или управления, а также в случае отчуждения;
  • при замене материально ответственного сотрудника;
  • при выявлении факта утраты или порчи активов;
  • при реорганизации или ликвидации организации.

Эта систематизация имеет важное практическое значение, поскольку ошибки, которые случаются в ходе ревизий, связаны зачастую с организацией инвентаризации, но приводят они не только к искажению отчетности, но и к административным штрафам.

Кто обнаружит недостоверность бухотчетности

Недостоверность бухотчетности может быть обнаружена при проверке налоговыми органами или аудиторами.

В примечании к статье 15.11 КоАП РФ говорится, что грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности считают:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов по причине искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов в денежном измерении;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие в течение установленных сроков хранения первичных учетных документов, регистров бухучета, бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения (если проведение аудита обязательно).

За грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также облагаемых объектов и налоговой базы ответственность предусмотрена также статьей 120 НК РФ.

Таким образом – инвентаризация является важнейшим этапом подготовки в годовому отчету, и провести ее нужно без ошибок.

Приказ об инвентаризации

Составляя приказ об инвентаризации, не забудьте указать в нем обязательные реквизиты:

  • даты начала и окончания инвентаризации;
  • состав комиссии;
  • перечень проверяемых имущества и обязательств;
  • порядок инвентаризации.

Правильно определяйте состав комиссии. В ней не должно быть материально ответственных лиц. Сроки в приказе должны соответствовать масштабу инвентаризации, а то часто бывает, что объем работы большой, а период инвентаризации один-два дня.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как подготовиться к инвентаризации

Документы до начала инвентаризации

Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества и обязательств фирмы. Вся информация, которая содержится в регистрах, должна быть подтверждена первичными документами.

Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы, приложенные к отчетам (регистрам), и сделать в них запись «до инвентаризации на___(дата)». На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»).

Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Опись хранится в архиве фирмы не меньше пяти лет.

Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными.

Инвентаризацию активов проводят с участием материально-ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т. д.).

Материально-ответственные лица представляют приходно-расходные документы и расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на проверяемое имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны. Отсутствие расписок не допускается.

Ошибки в процессе ревизии

В процессе ревизии тоже могут быть ошибки, которые могут привести к недействительности результатов. Например:

  • при инвентаризации товарно-материальных ценностей не ведут отдельные описи на ценности, которые поступают и отпускаются во время проверки;
  • не опечатывают помещение с проверяемыми товарно-материальными ценностями при каждом уходе из него комиссии и т. п.

Нельзя забывать про инвентаризацию резервов.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Что подлежит инвентаризации

Когда инвентаризацию лучше отложить, а не проводить

Лучше отложить инвентаризацию, если что-то из членов комиссии не может участвовать в проверке и не явился, а издать приказ на замену и оперативно заменить его не получилось.

Отсутствие члена инвентаризационной комиссии и в результате отсутствие его подписи на инвентаризационных документах является основанием для признания ее результатов недействительными.

Не стоит расписываться за отсутствующего члена комиссии, если впоследствии выяснится, что он не мог присутствовать на инвентаризации из-за болезни, командировки и т.п.

Итоговые документы

Проверьте, удалось ли вам собрать полный пакет документов при инвентаризации. Это:

  • приказ о проведении инвентаризации;
  • инвентаризационные описи (акты);
  • при выявлении отклонений - сличительные ведомости;
  • протокол итогового заседания инвентаризационной комиссии;
  • приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.

При оформлении этих бумаг соблюдайте хронологию и правила оформления: проставляйте все обязательные записи, подводите итоги, в случае отсутствия информации – ставьте прочерки, собирайте все необходимые подписи и т.д.

За ошибки, допущенные в ходе инвентаризации, которые привели к искажению отчетности на 10% и более, администрацию компании могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10 000 рублей - по статье 15.11 КоАП РФ.

Дополнительную информацию вы найдете в бераторе Практическая энциклопедия бухгалтера.

Если у вас есть доступ - пользуйтесь. Если нет, зайдите и зарегистрируйтесь на 3 дня. Вот ссылки на материалы, которые вам пригодятся:


Как отразить недостачу

Как списать излишки

Как списать просроченную задолженность


Источник материала
12817 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.