Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет чрезвычайную ситуацию так.
Это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, … , стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой … ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Так, наводнением или половодьем могут быть разрушены дороги, мосты, производственные здания и постройки.
Также в Законе № 68-ФЗ дано определение и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации: это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Что касается объектов, относящихся к государственной собственности, пострадавших или разрушенных водной стихией, то за их восстановление отвечает государство. Так же как за предупреждение о надвигающемся бедствии и оповещение об опасности.
Но фирма, оказавшаяся в зоне чрезвычайной ситуации и пострадавшая от ее последствий, как правило, не может ждать, когда разрушенный объект будет восстановлен. Поэтому, чтобы продолжать работу, многие ремонтирует поврежденные объекты сами.
А можно ли учитывать понесенные затраты в расходах при налогообложении прибыли? Это зависит от того, использовались ли эти объекты в производственной деятельности. Кроме того, факт использования нужно суметь доказать.
Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 6 февраля 2009 № Ф03-6187/2008 поддержал компанию. Фирма, по основной деятельности занимающаяся реализацией угля и его доставкой до потребителей, признала в налоговой базе расходы на ремонт дороги и моста общего пользования, которые пострадали от наводнения и пришли в аварийное состояние. А это не позволяло осуществлять перевозки и безусловно сказалось на экономических результатах деятельности компании. Поэтому суд постановил признать расходы на восстановление общих объектов в налоговых расходах фирмы.
Минфин в таких вопросах придерживается традиционных ответов: расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (см., например, письмо от 12 января 2010 № 03-03-06/1/3). Это, разумеется, справедливо: таково требование статьи 252 НК РФ.
Не забывайте, что документально подтвердить нужно сам факт, что убытки возникли в результате чрезвычайных обстоятельств. Для этого обращаются в службы, которые ликвидируют последствия таких ситуаций, в данном случае это МЧС.
К чрезвычайным ситуациям (когда разрешено включать суммы ущерба и затрат на ликвидацию во внереализационные расходы в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ) не относятся ситуации с неисправностями коммунальных коммуникаций, которые повлекли затопление водой товаров, складских или производственных помещений (см., например, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 13 января 2016 г. по делу № А53-6102/2015).
Так что не ошибайтесь с правильной квалификацией того или иного опасного гидрологического явления. Их определения даны в ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»:
Комментарии (0)
Оставить комментарий