Согласно материалам дела, волгоградец обнаружил в приложении магазина необычно низкие цены. Всего он купил 19 предметов — пиджаки, свитера, рубашки, джинсы — по цене от 19 до 129 рублей. Общая сумма заказа составила 2 787 руб. (реальная сумма заказа превышает 2,3 млн рублей).
«Я не догадывался, конечно, что это сбой, — сообщил Станислав в разговоре с V1.ru. — Как обычно это бывает, мы заходим на любой сайт и покупаем то, что нравится, по той цене, которая есть сегодня и сейчас, — считает Станислав. — Так предусмотрено законом: есть цена — нет никаких уведомлений и оповещений о сбое. Оплата проходит. Почему не заказать? Разве кто-то отказывается от акционных товаров и выгодных предложений?»
Больше по теме
Осторожно! Россиян призвали не переводить деньги за товары на «личные» карты
Покупателей маркетплейсов запретят штрафовать при возврате качественных товаров
Онлайн-сервисы обяжут сообщать клиентам о списании денег за подписку
Деньги списались со счета, на почту и телефон мужчины пришли подтверждения от магазина. Но покупки он не получил: магазин уведомил о невозможности доставки и вернул деньги. Волгоградец обратился в суд и потребовал предоставить вещи, ссылаясь на закон о защите прав потребителей.
Обратите внимание
Верховный суд РФ вступился за жителя Волгограда Станислава Аю, который из-за сбоя в мобильном приложении ЦУМа купил люксовые вещи в 846 раз дешевле рыночной стоимости (определение от 06.06.2023 № 16-КГ23-6-К4. Заказ на 2,3 млн рублей обошелся мужчине менее 3 тыс. руб. Представители столичного магазина аннулировали эту покупку и предложили произвести доплату. Клиент не поленился пойти в суд, и только в высшей инстанции добился решения в свою пользу. В разговоре с «Газетой.Ru» мужчина заявил, что на судебные тяжбы его толкнуло желание доказать, что «права потребителя существуют не только на бумаге».
«Была уверенность в том, что закон в нашей стране работает, — заявил «Газете.Ru» Анохин. — Есть возможность показать, что права потребителя существуют не только на бумаге, но и реально исполнимы. И стоит их защищать всеми доступными способами».
Представители магазина возражали требованиям мужчины, указывая на сбой — из-за него цены стали отражаться явно несоразмерно обычной стоимости. Заказ был аннулирован, ЦУМ заявил, что передаст товары только в случае доплаты до полной стоимости.
В ходе судебных разбирательств три инстанции встали на сторону магазина, но Верховный суд РФ отменил их решения.
«Фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе», — говорится в определении судебной коллегии.
По мнению судей ВС РФ, объявление ЦУМа является офертой. Коллегия направила дело на пересмотр в суд первой инстанции.
«Анохин С.Н. оформил заказ товаров и, оплатив их стоимость, осуществил акцепт оферты на заключение договора купли-продажи, то есть договор между сторонами был заключен, в связи с чем у продавца ОАО «Торговый дом ЦУМ» возникла обязанность по передаче товара покупателю», — уточняется в документе.
«История моя, конечно, интересная, — считает Станислав Анохин. — Но тут есть цель: показать, что не нужно нарушать права потребителей, нужно работать в правовом поле. И если вы понимаете, что нарушаете чьи-то права, то нужно принимать меры по их восстановлению, не дожидаясь суда. Независимо от именитости вашей компании».
Подобный случай в России произошел в ноябре 2021 года — в результате сбоя на маркетплейсе Ozon цены на некоторые товары упали в несколько раз — вплоть до 1 рубля. Сделанные по ошибочным ценам заказы тогда аннулировали, а деньги вернули.
«Очень досадно, что множество клиентов не получили товары. И мы признательны, что большинство с пониманием отнеслось к ситуации», — написали вскоре после сбоя представители Ozon в Telegram-канале компании.
Решение об отмене покупок подверг критике Роспотребнадзор. Пресс-служба сослалась на постановление правительства, по которому договор купли-продажи в интернете считается заключенным в двух ситуациях. Либо когда продавец предоставил документ о подтверждении оплаты или в случае, когда покупатель предоставляет сообщение о намерении заключить подобное соглашение.
Успейте получить подарки при подписке на электронный журнал!
Подпишитесь на «Практическую бухгалтерию» со скидкой 25%. Вас ждут подарки: 3 месяца доступа к журналу + 3 месяца доступа к «Алгоритмам для бухгалтера» + доступ к сайту Buhgod.ru.
«Никаких норм, предусматривающих возможность расторгнуть такой договор правила продажи не предусматривают, — заявили в ведомстве. — Если товар заказан на условиях специальной акции – то продавец должен исполнить такой договор. При этом особо подчеркиваем, что факт оплаты товара не играет существенной роли – само по себе важно то обстоятельство, что потребитель отреагировал на публичное предложение продавца».
«Потребитель вправе рассчитывать на то, чтобы он приобрел и получил товар, — в разговоре с «Ъ FM» заявил управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров. — В одностороннем порядке отказываться от сделки нельзя, по крайней мере, российское законодательство такой практики не знает. Заключая договор, ты должен его исполнить. Если ты этого не делаешь, то можно принудить к тому, чтобы он был исполнен, и товар был получен, либо пытаться взыскать убытки».
Комментарии (0)
Оставить комментарий