На практике можно рассчитывать даже на возврат средств, которые вы потратили, купив невозвратные билеты. Для этого нужно, чтобы отказ от полета оказался вынужденным решением. При этом суды достаточно широко трактуют те доказательства, которые подтвердят вашу болезнь, из-за которой планы на перелет пришлось пересмотреть, рассказывают юристы, опрошенные Право.ru.
Правда, по правилам, которые заработали в пандемийное время, пассажирам теперь сложно быстро получить обратно сумму, израсходованную на приобретение возвратных билетов. Ждать придется три года.
Больше по теме
Как вернуть деньги за невозвратные билеты
Командировка пошла не по плану: как минимизировать потери
Билет на самолет оплачен милями: бухгалтерия не возместит 21.08.2021
ВС РФ признал законной задержку возврата денег за отмененный рейс
Сейчас авиабилеты делятся на две категории: возвратные и невозвратные. Такую градацию власти ввели девять лет назад.
Первые можно вернуть авиаперевозчику без объяснения причин.
Если хотите получить назад их полную стоимость, то о поменявшихся планах нужно известить авиакомпанию за 24 часа до начала регистрации на рейс.
Если попросите вернуть деньги уже после окончания регистрации, авиакомпания вправе ничего не выплачивать.
При этом пассажир может сообщить про отказ от полета любым удобным для него способом.
Так в деле № 2-6505/2019 суд признал законным вариант, который использовала Анна М. Она позвонила на горячую линию Utair и сказала дежурному оператору, что вынуждена сдать билеты из-за болезни своего ребенка.
Представители авиакомпании настаивали, что пассажиру нужно написать официальное обращение через форму на сайте. Суд с этим подходом не согласился, обязав ответчика выплатить женщине всю стоимость билета плюс потребительский штраф.
Аналогичную позицию занял и Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в другом подобном деле (№ 88-22514/2022).
Обратите внимание
Деньги за невозвратные билеты получить сложнее. Это возможно лишь в том случае, если возврат будет вынужденным.
1) Рейс отменили или сильно задержали (существенность задержки определяется внутренними правилами авиакомпании).
2) Поменялся маршрут перелета.
3) Пассажиру не досталось место в салоне самолета из-за овербукинга (билетов продали больше, чем кресел в салоне).
4) Пассажира задержали на досмотре, хотя ничего запрещенного у него не нашли.
5) Умер член семьи или близкий родственник пассажира.
6) Заболел пассажир или член его семьи/близкий родственник, с которым они должны были вместе лететь.
7) Отмена стыковки, если рейс был с пересадкой.
Источник: п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса
В других случаях, помимо перечисленных выше, авиабилет вернуть нельзя.
На практике суды стараются расширительно толковать причины и доказательства, подтверждающий вынужденный возврат билетов.
Обратите внимание
Так, Третий кассационный суд общей юрисдикции указал, что результаты врачебного консультативного заключения с рекомендацией не летать на длительные расстояния тоже можно признать документом, подтверждающим болезнь пассажира (дело № 88-20959/2022).
Есть шанс вернуть невозвратный билет и в том случае, если из-за неполадок сайта авиакомпании вы купили его не на нужную дату. Причем доказать отсутствие системного сбоя в работе портала должен именно продавец.
Именно так постановил распределять бремя доказывания в подобных случаях Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (дело № 88-10841/2023).
Определенные коррективы в правила возврата билетов внесла пандемия. Верховный суд признал законными введённые Кабмином положения, которые усложняют возврат денег за авиабилеты и путевки (дело № АКПИ20-488).
Согласно тогдашним нововведениям, срок возврата денег за билеты, которые приобрели до 1 мая 2020 года, увеличили до трех лет с начислением процентов по ключевой ставке. В этот период клиенты также вправе потратить эту сумму на другой перелёт от той же авиакомпании.
А в недавнем решении ВС пришел к выводу, что те правительственные ограничения распространяются даже на возвратные билеты вне зависимости от выполнения или невыполнения рейса и причин отказа от перевозки.
Успейте получить подарки при подписке на электронный журнал!
Подпишитесь на «Практическую бухгалтерию» со скидкой 25%. Вас ждут подарки: 3 месяца доступа к журналу + 3 месяца доступа к «Алгоритмам для бухгалтера» + доступ к сайту Buhgod.ru.
В деле № 53-КГ23-6-К8 покупатели не смогли попасть на рейс по семейным обстоятельствам в июне 2020 года, и теперь только этим летом вправе рассчитывать на возврат суммы, уплаченной за те билеты. То, есть спустя три года.
По мнению юристов, такой вывод Судебной коллегии ВС нарушает баланс интересов пассажиров и перевозчиков, поскольку существенно расширяет толкование положений правительственного постановления.
P.S. Так или иначе, если вы хотите попытаться вернуть деньги за авиабилеты, а авиакомпания отказывается это делать добровольно, то напишите досудебную претензию. Ее образец есть на сайте Роспотребнадзора. Этот документ надо будет отправить продавцу через Почту России не позже шести месяцев после перелёта. Если ответа на нее не поступит, то обращайтесь с иском в суд.
Комментарии (0)
Оставить комментарий