Новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (утв. приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н) будут действовать до 01.09.2029.
Больше по теме
Документы, которые вступили в силу с 1 сентября 2023 года и изменили правила работы
Как оформить обучение охране труда с учетом новых требований?
Можно ли удерживать деньги за спецодежду из зарплаты?
Когда можно использовать СИЗ, если сроки эксплуатации истекли?
С началом их действия утратили силу:
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н);
стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н).
Выделим кратко некоторые важные изменения в новом документе, в том числе в пользу работодателей:
1) Правила приводят новые рекомендуемые образцы документов – нормы выдачи СИЗ, карточку учета выдачи дежурных СИЗ. Обновлена также и личная карточка выдачи СИЗ, она стала универсальной для СИЗ и смывающих средств, а на оборотной стороне должна содержаться информация о классе защиты СИЗ;
2) Правила объединяют порядок выдачи СИЗ и смывающих средств, содержат разделы, отражающие специфику обеспечения СИЗ работников сторонних организаций, с учетом климатических особенностей. Руководствоваться одним документом всегда удобнее, чем несколькими;
3) Правила дают разъяснение порядка вывода из эксплуатации СИЗ (этот раздел должен примирить работников, специалистов по охране труда и бухгалтерию);
4) Правила содержат революционное требование для работников сообщать работодателю об изменениях своих антропометрических данных (для малых предприятий несложно проводить периодический опрос сотрудников о размере одежды, но делать такую работу на крупных предприятиях весьма трудозатратно);
5) для применения новых Правил работодатель должен не только иметь результаты СОУТ, но и произвести оценку профессиональных рисков (ОПР);
6) работодателям необходимо разработать и утвердить:
во-первых, локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами и распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации;
во-вторых, нормы выдачи работникам СИЗ и смывающих средств;
7) в период до 31.12.2024 работодатель вправе осуществлять обеспечение СИЗ и смывающими средствами в соответствии с Правилами, на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).
Причем работодатель должен принять решение о применении в период с 01.09.2023 до 31.12.2024 Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утв. приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 767н 2, или типовых норм .
Разберем более подробно некоторые права и обязанности сторон трудового договора.
Стоит отметить, что в Правилах есть два отдельных раздела:
права и обязанности работодателя в обеспечении работников СИЗ;
обязанности работников по применению СИЗ.
Выделим некоторые ключевые обязанности. Так, работодатель обязан разработать на основании Единых типовых норм, с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии) и утвердить Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации .
Также работодателю следует обеспечить разработку ЛНА, устанавливающего: порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил.
У многих компаний уже существуют ЛНА, устанавливающие порядок обеспечения работников СИЗ, а нормы выдачи – в коллективном договоре. Их необходимо пересмотреть и привести в соответствие с новыми требованиями.
Для тех, у кого нет ЛНА, – необходимо их принять. Причем в ЛНА необходимо грамотно прописать распределение обязанностей, закрепив каждую из них (или группы обязанностей) за конкретной должностью.
Сделать это придется для реализации обязанностей работодателя:
по организации учета и контроля за выдачей работникам СИЗ и смывающих средств, а также за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ либо в случае досрочного выхода СИЗ из строя;
обеспечению в случае применения вендингового оборудования и дозаторов постоянного наличия в них СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств;
обеспечению контроля за правильностью применения СИЗ работниками, а также своевременного приема от работников и вывод из эксплуатации (включая утилизацию СИЗ).
Если в компании утверждены и действуют должностные инструкции, лучше все обязанности в области охраны труда перенести в них, уйдя от распространенного обобщения до обязанности соблюдать нормы и требования трудового законодательства и локальных нормативных актов работодателя в области охраны труда.
Правила уточняют, что Порядок обеспечения работников СИЗ следует разработать всем работодателям, кроме относящихся к субъектам малого предпринимательства.
Успейте получить подарки при подписке на электронный журнал!
Подпишитесь на «Практическую бухгалтерию» со скидкой 25%. Вас ждут подарки: 3 месяца доступа к журналу + 3 месяца доступа к «Алгоритмам для бухгалтера» + доступ к сайту Buhgod.ru.
Такой ЛНА должен включать:
порядок выявления потребности работников в СИЗ;
предупредительно-плановый характер закупки (аренды, аутсорсинга) СИЗ;
порядок выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации и утилизации.
Комментарии (0)
Оставить комментарий