Маркировка рекламы в печатных СМИ введена несколько лет назад. Тогда ограничились требованием ставить надпись «реклама» на всех рекламных модулях, включая текстовые. С сентября 2022 года вступили в силу новые положения федерального закона «О рекламе», которые ввели маркировку для интернет-рекламы, но ответственность за отсутствие маркировки появилась только с 1 сентября 2023 года.
При этом, согласно письму Роскомнадзора от 14.11.2022 г. № 03-100982, нужно маркировать и саморекламу. То есть, если на собственном Интернет-ресурсе организация размещает собственные рекламные материалы, они подлежат маркировке, и информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор.
Не нужно маркировать:
Все сведения об интернет-рекламы аккумулируются в Едином реестре интернет-рекламы — ЕРИР. В реестр вносится вся информация: о заказчике, о распространителе, о площадке, стоимость и так далее. Доступ к реестру организован через сайт госуслуги. Подать данные в ЕРИР напрямую нельзя. В ЕРИР сведения попадают от Оператора рекламных данных (ОРД).
Замаркировать рекламу означает получить идентификатор рекламы и разместить его на рекламном сообщении.
Идентификатор для интернет-рекламы нужно получить у оператора рекламных данных - ОРД. Это самостоятельные структуры, которые в большинстве своем оказывают услуги по выдаче идентификаторов платно. С ним нужно заключать договор. Список ОРД приведен на сайте Роскомнадзора.
На этапе получения идентификатора рекламы через ОРД вносятся все сведения о рекламе, затем ОРД передает их в ЕРИР.
Идентификатор нужно получать на каждое рекламное сообщение, по которому в ОРД вносятся полные данные о сторонах договора и сам креатив (текст, картинки, видео и т.п.). При большом объеме рекламы, большом количестве рекламодателей, эта работа может занимать часы.
Маркировать рекламу должен один их участников сделки по договоренности сторон: либо рекламодатель, либо рекламораспространитель, либо рекламная сеть.
Алгоритм маркировки рекламы:
Штрафы за нарушение закона «О рекламе» указаны в статье 14.3 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от вида нарушения.
В Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) должны быть размещены сведения о рекламодателе, рекламораспространителе, стоимость, креатив и так далее.
К нарушениям в части подачи сведений в ЕРИР относятся такие:
Размеры штрафов за подобные нарушение установлены пунктом 15 статьи 14.3 КоАП:
Категория нарушителя | Сумма штрафа |
Обычный гражданин | от 10 000 до 30 000 рублей |
Руководитель | от 30 000 до 100 000 рублей |
Организация | от 200 000 до 500 000 рублей |
Помимо нарушений по размещению рекламы в ЕРИР, есть еще и штрафы за ошибки в идентификаторе, который получается через ОРД, представляет из себя последовательность байтов или набор буквенно-цифрового текста и должен быть доступен для визуализации.
Если невозможно присоединить идентификатор к указателю страницы сайта, его нужно разместить в начале текстового блока, поверх текстово-графического блока, в начале и (или) поверх видеоролика.
Пунктом 16 статьи 14.3 КоАП предусмотрены штрафы за:
Размеры штрафов такие:
Категория нарушителя | Сумма штрафа |
Обычный гражданин | от 30 000 до 100 000 рублей |
Руководитель | от 100 000 до 200 000 рублей |
Организация | от 200 000 до 500 000 рублей |
Требования к идентификатору рекламы, его содержанию и порядку размещения утверждены Приказом Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191.
Отдельные штрафы предусмотрены для Операторов рекламных данных в пункте 17 статьи 14.3 КоАП. Вот эти нарушения:
Кого штрафую | Сумма штрафа |
Руководителей | от 100 000 до 200 000 рублей |
Организации | от 300 000 до 700 000 рублей |
Если нарушений несколько, штрафы будут суммировать.
Чтобы избежать штрафов, нужно маркировать всю интернет-рекламу: получать идентификатор, ставить его рекламное сообщение с меткой «Реклама»; всю информацию о креативе, рекламодателе.
Есть разные варианты размещения рекламы:
На этапе заключения договора на размещение рекламы стороны должны самостоятельно распределить обязанности по маркировке рекламы и зоны ответственности.
Рекламодатель может сам маркировать свою рекламу либо полностью снять с себя обязанности, связанные с маркировкой, и переложить их на распространителя рекламы (посредника).
Это должен сделать кто-то один: либо рекламодатель, либо рекламораспространитель. Этот вопрос нужно согласовать в договоре.
Если реклама размещается через рекламную систему, как правило, они берут на себя функции по получению идентификатора. Но, в любом случае, это нужно уточнять перед размещением рекламы.
Это может сделать рекламораспространитель, посредник или сам рекламодатель. Этот вопрос нужно согласовать в договоре.
Ответственного за размещение идентификатора устанавливается на основании договора на размещение рекламы.
Каждый участник процесса по размещению рекламы отвечает за передачу информации о своей роли и части процесса.
Рекламодатель несет ответственность за достоверность информации о себе, рекламируемом товаре или услуге.
Рекламораспространитель отвечает за размещение, предоставленную информацию о договорах, актах, охвате и прибыли от рекламы.
Кто и какие данные предоставляет, прописывается в договоре.
Это обязанность Оператора рекламных данных. Он собирает информацию о рекламе от рекламодателей, посредников или рекламораспространителей и передаёт ее в ЕРИР. Другие участники не могут подавать данные напрямую в реестр.
Таким образом, с 1 сентября 2023 года в договоре на размещение рекламы в разделе «Ответственность» должны быть четко прописаны обязанности сторон и ответственность за нарушения, связанные с маркировкой интернет-рекламы.
Комментарии (0)
Оставить комментарий