Так было в деле, которое недавно рассмотрел Верховный суд. Мужчина заказал чай и оплатил его, но на следующий день продавец отказался от заказа и вернул деньги. Покупателя это не устроило, и он потребовал в суде признать условия продажи недействительными. А еще попросил компенсировать ему моральный вред.
Больше по теме
Объем интернет-торговли в РФ бьет рекорды
ВС РФ вступился за россиянина, купившего брендовые товары на 2,3 млн руб. за… 3 тыс. руб.
Покупателей маркетплейсов запретят штрафовать при возврате качественных товаров
22 февраля 2022 года мужчина заказал на маркетплейсе Ozon зеленый чай за 89 руб. и оплатил покупку.
Доставить товар должны были 25 февраля, но на следующий день после оформления заказа продавец аннулировал сделку и вернул деньги без объяснения причин.
По условиям продаж маркетплейса Ozon вправе отменить заказ, уведомив клиента. Например, в том случае, если у продавца не окажется нужного продукта.
Мужчина направил претензию продавцу с просьбой привезти ему чай. Ему снова отказали со ссылкой на условия продажи, которые позволяют онлайн-площадке аннулировать договор.
Поведение Ozon не устроило покупателя, и он подал иск к маркетплейсу.
Позиция покупателя
Заявитель просил суд взыскать 10 000 руб. компенсации за применение условий продажи товаров, которые нарушают его потребительские права.
Еще он требовал столько же за пренебрежение его интересами и разрыв договора купли-продажи, компенсацию за срыв сроков передачи товара (точную сумму не указали), 25 000 руб. за моральный вред и штраф — 50% от присужденной ему суммы.
Помимо этого, истец просил передать ему товар и признать незаконными условия продажи маркетплейса.
Ответчик возражал. Компания указала, что не могла вовремя доставить товар, так как его не было в наличии. Такой односторонний отказ соответствовал условиям продажи, с которыми согласился истец.
Три инстанции лишь частично удовлетворили требования (дело № 8Г-35527/2022).
Спорный пункт об аннулировании заказа признали недействительным. Суды сослались на п. 1 ст. 16 закона «О защите прав потребителей» («Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца»).
По этой норме признаются недействительными условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами из других правовых актов в этой сфере.
Согласно же п. 20 Постановления Пленума Верховного суда от 25.12.2018 № 49, лицо, которое обязано заключить публичный договор, не может отказаться от этого, если у него есть возможность передать товар потребителю. В п. 21 того же документа указано, что продавец может не исполнить сделку, если покупатель что-то нарушил, а отказ предусмотрен законом или договором.
Условия продаж противоречат положениям о том, что продавец не может отказаться исполнить обязательства по публичной сделке, заключили суды.
Покупатель ничего не нарушал, потому Ozon необоснованно отказался исполнять договор купли-продажи с Капитановым. На сайте не было сведений о том, что спорного продукта нет у продавца, отметили три инстанции.
Еще с маркетплейса взыскали 500 руб. компенсации морального вреда и 250 руб. штрафа. Остальные денежные требования суды расценили как единую компенсацию морального вреда в размере 45 000 руб.
Три инстанции сочли справедливым и разумным снизить ее размер до 500 руб. Поскольку покупателю вернули деньги за товар, то нельзя заставлять продавца передавать ему чай.
Покупатель не согласился с выводами нижестоящих судов и обжаловал их в Верховном суде (дело № 7-КГ23-4-К2). Истец уверял, что ответчик обязан передать товар покупателю.
Тем не менее нижестоящие инстанции указали: онлайн-платформа вернула деньги, потому не должна передавать Капитанову продукт.
Заявитель настаивал, что не просил возвращать ему средства и хотел получить чай. С его точки зрения, этот товар есть на Ozon.
По мнению маркетплейса, потребитель таким поведением злоупотребляет правами, поскольку чай можно купить и в другом месте.
На заседание в ВС пришел покупатель, который поддержал доводы жалобы, приводит подробности Право.ru.
Истец рассказал, что сразу после отмены заказа написал в службу поддержки маркетплейса. Там ему объяснили произошедшее технической ошибкой. Покупателю предложили повторно оформить покупку, а если товара снова не будет в наличии, то рекомендовали приобрести его в другом месте.
«Что вы можете сказать по поводу довода ответчика о злоупотреблении правами?» - поинтересовался судья.
«Сложно сказать, что это правильно. Я же покупал товар по определенной цене. Ответчик говорит, что я мог перезаказать товар. При этом снизить цену до предыдущей он не захотел», — ответил мужчина.
Кстати, в ходе диалога выяснилось, что на следующий день цена была другая, выше.
Затем выступила представительница Ozon. Она сказала, что покупатель может требовать передать ему продукцию, когда продавец не вернул деньги.
Они же сделали возврат. Юрист объяснила: когда заказ собирали, то обнаружили, что не смогут передать товар надлежащего качества.
Покупателю вернули средства за товар до того, как у маркетплейса наступила обязанность доставить покупателю чай, — до 25 февраля. С точки зрения компании, обязательства прекратились, потому что их невозможно было исполнить.
Председательствующий судья спросил, продавался ли потом на маркетплейсе спорный чай. Представитель сказала, что сейчас это проверить нельзя.
Еще представительница компании объяснила позицию ответчика по поводу злоупотребления правом. Чай, который заказал истец, не уникальный — его можно купить и в другом месте. Если бы товар был особенно значим для покупателя, он бы не тратил столько времени на суды.
«То есть, с точки зрения добросовестности, покупатель должен сказать себе: «Ладно, здесь мне товар не отдают, пойду в другом месте куплю»? — задал вопрос другой судья.
«Это соответствует здравому смыслу», — ответила представитель.
Еще юрист компании сказала, что они согласны с актами нижестоящих инстанций. Судья уточнил: получается, Ozon солидарен с тем, что у него нет права отказаться от исполнения договора, как это прописано в условиях продажи. Юрист ответила утвердительно. Она пояснила: то положение, которое суды в этом деле признали недействительным, исключили из оферты.
«И вы больше не аннулируете договоры?» — спросил судья.
«Только в случаях, когда не можем из-за обстоятельств непреодолимой силы исполнить договор. Стараемся не аннулировать», — ответила юрист.
Судья спросил, продается ли сейчас спорный чай.
Юрист рассказала, что она не нашла ни одного объявления о продаже именно этого чая на их маркетплейсе даже от сторонних продавцов. У самого Ozon его тоже нет, подчеркнула представительница компании. На сайте производителя тоже не нашлось сведений о продукте.
Успейте получить подарки при подписке на электронный журнал!
Подпишитесь на «Практическую бухгалтерию» со скидкой 25%. Вас ждут подарки: 3 месяца доступа к журналу + 3 месяца доступа к «Алгоритмам для бухгалтера» + доступ к сайту Buhgod.ru.
В итоге коллегия по гражданским делам отменила акты апелляции и кассации и направила дело на новое рассмотрение в областной суд.
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий