Как в 2024 году разместить рекламный креатив, чтобы не «прилетел» штраф

Как в 2024 году разместить рекламный креатив, чтобы не «прилетел» штраф

03.01.2024   |   Ответственность  |   0Оставить комментарий
Новым регулированием предусмотрена обязанность всех субъектов, размещающих интернет-рекламу, присваивать каждому креативу особый идентификатор, или токен, и направлять сведения о таком размещении в Роскомнадзор через специальных участников — операторов рекламных данных. Закон о маркировке особо остро высветил вопрос квалификации информации в качестве рекламы.
Как в 2024 году разместить рекламный креатив, чтобы не «прилетел» штраф

Действующий закон «О рекламе» не определяет, аналогично традиционной рекламе, перечень информации в интернете, которая рекламой не признается, подчеркивают юриств, опрошенные Право.ru.

Основными документами, которые разъясняли и конкретизировали ключевые понятия, применимые к рекламе в интернете, были письма ФАС.

При этом в рамках механизма «регуляторной гильотины» 233 письма разъяснительного характера, из которых 190 были посвящены вопросам рекламы, подлежали отмене.

Между тем некоторые виды информации о товарах, работах, услугах, размещаемые в интернете, явно не имеют рекламного характера. К такой информации можно отнести информацию о производимых или реализуемых товарах, когда она размещена на официальном сайте производителя или продавца товаров, на их официальных страницах в социальных сетях или в мобильных приложениях. Поэтому законодательная инициатива антимонопольного органа по внесению соответствующих изменений, анонсированная в октябре, оценивается как целесообразная и ожидаемая индустрией.

Обратите внимание

Особый интерес в вопросе квалификации такой информации в качестве рекламы вызывают выводы Верховного суда, изложенные в Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей за 2022–2023 годы.

В п. 3 обзора отмечено, что размещенное на сайте продавца предложение о продаже товара, обращенное к неопределенному кругу лиц и содержащее подробную информацию о товаре и его цене, считается публичной офертой.

С этим выводом нельзя не согласиться. Реклама же, в свою очередь, — это приглашением делать оферты, если иное прямо не следует из предложения (ст. 437 ГК).

Обратите внимание

Значит, в случае размещения на сайте продавца подробной информации о товаре и его цене мы бескомпромиссно имеем дело с публичной офертой. И никакая эмоциональная составляющая или формат изложения не меняет характер такой информации в пользу рекламы (приглашение делать оферту). Предложение станет рекламой, только если в нем будет прямо об этом указано.

Этот вывод имеет огромное практическое значение в контексте процесса маркировки рекламы.

Обратите внимание

Однако он находится в противоречии с официальной позицией ФАС: когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров, такая информация может быть признана рекламой.

Приведенный подход едва ли вносит определенность в правовое регулирование и не позволяет однозначно сделать вывод о рекламном характере информации и, как следствие, о необходимости маркировки.

Распределение ответственности

Абсолютно все участники в цепочке распространения рекламы должны передавать соответствующую информацию в Роскомнадзор.

Рекламодатель — единственный субъект среди звеньев этой цепочки, который в рамках закона может делегировать ответственность за подачу данных на исполнителя. Как правило, исполнителем становится рекламное агентство.

Обратите внимание

Однако здесь обнаруживается один важный аспект — отсутствие законодательного статуса рекламных агентств в качестве организаторов размещения рекламы.

На практике рекламное агентство не создает материал, не изменяет его, оно этот материал просто агрегирует и передает рекламораспространителю, выступая своего рода информационным посредником.

Судебная практика подтверждает этот вывод и отмечает, что закон «О рекламе» не содержит положений, закрепляющих, что ненадлежащая передача рекламно-информационным посредником рекламной информации от рекламодателя к рекламопрозводителю наделяют его статусом рекламопроизводителя.

Суды указывают, что действующий закон «О рекламе» не регулирует деятельность информационных посредников (рекламных агентств), исключительно размещающих рекламу.

Как следствие, нарушение, связанное с ненадлежащим исполнением договорных обязанностей, — это договорный деликт, который не влечет публичной ответственности.

Обратите внимание

Важно понимать, будучи полноценными участниками рекламной индустрии, статус рекламных агентств в вопросе разграничения ответственности и применения санкций остается открытым.

Порядок привлечения к ответственности

Обратимся к вопросу механизма привлечения к ответственности за нарушения маркировки интернет-рекламы. Предлагаемое регулирование не дает очевидных и прозрачных ответов.

Законом «О рекламе» вопросы учета, хранения и обработки информации о рекламе, распространенной в интернете, в том числе привлечение к ответственности за несоблюдение соответствующих требований, отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Обратите внимание

Между тем на текущий момент единственным госорганом, который вправе квалифицировать информацию в качестве рекламы, выступает ФАС.

Без четкого порядка взаимодействия ФАС и Роскомнадзора наделение второго полномочиями рассматривать такого рода дела может привести к ситуации, когда любая информация в интернете по умолчанию будет признаваться рекламой.

Обратите внимание

ТОсобый интерес вызывают последние разъяснения Роскомнадзора, которые, казалось, были призваны внести ясность для участников индустрии, но на деле привели к необходимости в дополнительных комментариях.

Предполагается, что рассмотрение дел о нарушениях требований закона о маркировке будет включать возбуждение дела по признакам нарушения и обязательное проведение административного расследования.

Стоит напомнить, что с июля прошлого года дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых считается предметом государственного контроля (надзора), можно возбудить только после проведения проверки.

Поскольку закон «О рекламе» предусматривает организацию и проведение федерального госнадзора, очевидно, возбуждение дела Роскомнадзором невозможно без предварительного проведения контрольных мероприятий антимонопольными органами и передачи соответствующих материалов для решения вопроса о привлечении к ответственности.

Обратите внимание

Состояние правовой неопределенности не дает возможности институту юридической ответственности исполнять роль эффективного инструмента по борьбе с правонарушениями и одновременно сохранять экономическую активность субъектами рекламного рынка.

Неверно отдавать на откуп судебной практике формирование механизма привлечения к ответственности, который может привести к созданию рисков для добросовестных участников.



P.S.Чтобы новое правовое регулирование мотивировало рынок играть по ясным правилам, необходимо, чтобы весь механизм маркировки интернет-рекламы, в том числе порядок привлечения к ответственности, был последовательным, а регулирование — прозрачным и универсальным.

Источник материала
1747 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.