Могут ли расходы на модернизацию НМА списываться отдельно от самого НМА?

Могут ли расходы на модернизацию НМА списываться отдельно от самого НМА?

23.09.2024   |   Учет и отчетность  |   0Оставить комментарий
Если стоимость модернизации актива, отвечающего признакам НМА, но не проходящего по лимиту,  превысила 100 000 рублей, понесенные расходы нужно списывать в налоговом учете через амортизацию. Так разъяснил Минфин.
Могут ли расходы на модернизацию НМА списываться отдельно от самого НМА?

Амортизация и амортизируемое имущество в налоговом учете

Амортизация – это постепенное перенесение стоимости основных средств и НМА на расходы. Она начисляется только на амортизируемое имущество. К нему относят основные средства и нематериальные активы, которые:

  • принадлежат фирме на праве собственности;
  • используются для извлечения дохода;
  • эксплуатируются более 12 месяцев;
  • стоят дороже 100 000 рублей.

Амортизируемым признается имущество (ОС и НМА) со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Оно должно быть способно приносить налогоплательщику экономическую выгоду (доход). Существование НМА должно быть подтверждено документально (патентами, свидетельствами, договорами уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Если имущество не используется в основной деятельности, а предназначено для реализации, оно является товаром и амортизации не подлежит.

Первоначальная стоимость НМА

Нематериальные активы в налоговом учете стоимостью в пределах установленного лимита относятся к амортизируемому имуществу, то есть расходы на их приобретение списываются в расходы постепенно, через механизм амортизации. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений зависит от величины первоначальной стоимости НМА, которая, в свою очередь, зависит от способа приобретения актива.

Что относится к нематериальным активам

Нематериальные активы стоимостью менее 100 000 рублей не являются амортизируемым имуществом. Соответственно, в целях налога на прибыль затраты на их создание или приобретение учитываются единовременно, то есть списываются в состав материальных расходов единовременно в полной сумме. Об этом напомнил Минфин в письме от 20 декабря 2021 г. № 03-03-06/1/103534.

Что не относится к нематериальным активам

В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемых НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, установленных НК РФ).

Первоначальная стоимость нематериального актива формируется в зависимости от того, как он был получен. Нематериальный актив может быть:

  • куплен за деньги;
  • получен в качестве вклада в уставный капитал;
  • получен безвозмездно;
  • создан силами самой фирмы.

Так, стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе этих расходов. К таким расходам относятся:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на услуги сторонних организаций;
  • патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств.


Расходы на модернизацию НМА

Налоговый кодекс до 31 августа 2023 года не предусматривал возможность увеличения первоначальной стоимости нематериальных активов на расходы, понесенные после принятия их к учету, в том числе в результате их модернизации.

Вместе с тем организация несет такие расходы, поскольку это необходимо для использования НМА.

С 31 августа 2023 года компании могут менять первоначальную стоимость принятых к учету НМА, если они их модернизировали технически перевооружили (подп. «б» п. 49 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2023 г. № 389-ФЗ).

В случае достройки, дооборудования, модернизации НМА его первоначальная стоимость подлежит увеличению на стоимость работ независимо от размера остаточной стоимости НМА.

Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении него рассчитывается как произведение его увеличенной первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из ранее установленного срока полезного использования (письмо Минфина от 25 октября 2023 г. № 03-03-06/1/101608).

А в письме от 4 марта 2024 г. № 03-03-06/1/19130 Минфин разъяснил: если первоначальная стоимость НМА, затраты на приобретение которого изначально отнесены к материальным расходам, после проведения модернизации превысит 100 000 рублей, такой НМА следует считать амортизируемым имуществом. А расходы на проведение его модернизации нужно учитывать путем начисления амортизации.

Обратите внимание: изменять первоначальную стоимость НМА после сдачи каждого этапа модернизации нельзя, а только после ее полного завершения. Этапы, предусмотренные планом модернизации, рассматриваются как единое целое. То есть модернизация не считается законченной, пока не будет завершен последний этап (п. 2 ст. 257 НК РФ).



Бератор Источник материала
3506 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.