Пока компания ведет деятельность, она обязана хранить документы по бухучету, налогам и хозяйственным сделкам: договоры, акты выполненных работ или оказанных услуг, товарные накладные. Многие договоры и первичку нельзя выбрасывать даже после того, как закрыли бизнес.
Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом РФ обязанность по обеспечению сохранности документов возлагается на директора. В случае его увольнения все документы должны быть переданы новому руководителю. И это ответственность увольняющего. Если какие-то документы потеряны или повреждены, их нужно восстановить.
Общий для всех список документов, которые передаются при смене генерального директора, может выглядеть так:
В конфликтных ситуациях директор, который покидает компанию, может отказаться от организации передачи дел или оставить часть документов себе, преследуя личные цели. Такие действия незаконны. Новый руководитель может привлечь бывшего директора к ответственности через суд.
Подобный спор недавно рассматривал арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Прежний руководитель не передал документы о деятельности юрлица (устав, протоколы, свидетельства, приказы, договоры, бухгалтерскую и налоговую отчетность, первичку и др.). Как и следовало ожидать компания выиграла это дело. Арбитры обязали бывшего директора передать оригиналы документов.
Принимая решение в пользу, компании судьи АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 27.02.2024 по делу № А32-24513/2023 опирались на нормы закона «О бухгалтерском учете» и Налоговый кодекс РФ.
Согласно ч. 4 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» при смене руководителя организации должна быть организована передача документов организации. Документы передаются по акту, который подписывает с одной стороны увольняющийся, с другой - вновь назначенный директор. Дата акта должна совпадать с последним рабочим днем увольняющего директора.
Если каких-то документов нет, их нужно восстанавливать. Причем, сделать это обязан прежний директор, в период работы которого документы были утрачены. Кроме того, факт отсутствия документов должно быть зафиксирован в акте.
А, если документы были уничтожены по истечении срока хранения, это нужно подтвердить актами уничтожения.
Больше по теме:
Как оформить передачу документов при смене директора
Как правильно уволить директора?
Увольнение гендиректора по соглашению сторон, если он единственный руководитель общества
Кто вправе подписать соглашение об увольнении генерального директора
Скрывать документы или отказываться от их передачи новому руководителю – один их самых неразумных поступков увольняющего директора. Только грамотная передача дел обезопасит уволившего директора от спорных ситуаций и налоговых претензий в будущем.
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий