Увольняясь, директор не может отказаться от передачи документов компании новому руководителю

21.05.2024   |   Учет и отчетность  |   0Оставить комментарий
Уволившийся директор не имеет права оставлять у себя «на руках» оригиналы документов, относящихся к деятельности компании. Если документы за период его работы утрачены или повреждены, их нужно восстановить.
Увольняясь, директор не может отказаться от передачи документов компании новому руководителю

Пока компания ведет деятельность, она обязана хранить документы по бухучету, налогам и хозяйственным сделкам: договоры, акты выполненных работ или оказанных услуг, товарные накладные. Многие договоры и первичку нельзя выбрасывать даже после того, как закрыли бизнес.

Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом РФ обязанность по обеспечению сохранности документов возлагается на директора. В случае его увольнения все документы должны быть переданы новому руководителю. И это ответственность увольняющего. Если какие-то документы потеряны или повреждены, их нужно восстановить.

Общий для всех список документов, которые передаются при смене генерального директора, может выглядеть так:

  • учредительные (регистрационные) документы;
  • лицензии, свидетельства, патенты и другие разрешительные документы;
  • договоры и первичка по ним;
  • доверенности;
  • бухгалтерская документация;
  • прочие документы – в зависимости от специфики компании.

В конфликтных ситуациях директор, который покидает компанию, может отказаться от организации передачи дел или оставить часть документов себе, преследуя личные цели. Такие действия незаконны. Новый руководитель может привлечь бывшего директора к ответственности через суд.

Подобный спор недавно рассматривал арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Прежний руководитель не передал документы о деятельности юрлица (устав, протоколы, свидетельства, приказы, договоры, бухгалтерскую и налоговую отчетность, первичку и др.). Как и следовало ожидать компания выиграла это дело. Арбитры обязали бывшего директора передать оригиналы документов.

Принимая решение в пользу, компании судьи АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 27.02.2024 по делу № А32-24513/2023 опирались на нормы закона «О бухгалтерском учете» и Налоговый кодекс РФ.

Согласно ч. 4 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» при смене руководителя организации должна быть организована передача документов организации. Документы передаются по акту, который подписывает с одной стороны увольняющийся, с другой - вновь назначенный директор. Дата акта должна совпадать с последним рабочим днем увольняющего директора.

Если каких-то документов нет, их нужно восстанавливать. Причем, сделать это обязан прежний директор, в период работы которого документы были утрачены. Кроме того, факт отсутствия документов должно быть зафиксирован в акте.

А, если документы были уничтожены по истечении срока хранения, это нужно подтвердить актами уничтожения.

Скрывать документы или отказываться от их передачи новому руководителю – один их самых неразумных поступков увольняющего директора. Только грамотная передача дел обезопасит уволившего директора от спорных ситуаций и налоговых претензий в будущем.


Бухгалтерия.ру Источник материала
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.