УФНС России по г. Москве в письме от 4 июня 2024 г. № 16-17/069746 сообщило, что для подтверждения расходов в налоговом учете предусмотрено использование первичных учетных документов, к которым относится и бухгалтерская справка. Это разъяснение было в связи с тем, что организации вправе учитывать в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли компенсацию работникам за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок (в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Компенсация включается в расходы на дату перечисления денежных средств работнику с расчетного счета (выплаты из кассы) организации (подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ).
В силу НК РФ организация определяет налоговую базу по налогу на прибыль на основании данных налогового учета.
Для признания в расходах суммы компенсации использования личного автомобиля в интересах работодателя (в размере установленных лимитов) необходимо подтвердить, что данная компенсация действительно выплачена в производственных целях, а не в личных интересах сотрудника.
То есть нужны документы, из которых следует, что в период, за который выплачивается компенсация, автомобиль совершал поездки по заданию и для нужд работодателя.
Конкретный перечень документов, подтверждающих затраты на выплату компенсации за использование ТС, нормами НК РФ и иными НПА не установлен. Это могут быть любые документы, из которых будет видно, что автомобиль используется в производственной деятельности, в том числе и косвенно доказывающие данный факт.
Можно составлять различные служебные записки о необходимости осуществления поездок, локальные акты (положения, порядки и т.п.), регулирующие порядок проведения этих поездок, соответствующие приказы руководителя и т.д.
Налоговики отметили, что подтвердить расходы на выплату указанной компенсации можно в том числе бухгалтерской справкой. А налогоплательщик сам устанавливает, в каком порядке ведется налоговый учет, и закрепляет учетной политикой.
Скажем сразу, что бухгалтерская справка, хоть и признается первичным документом, но имеет скорее вспомогательное назначение.
В качестве самостоятельного документа для оформления того или иного факта хозяйственной жизни ее можно использовать в тех случаях, когда нет специально предусмотренного первичного документа.
Например:
А для расчетов (например, процентов по займу, технологических потерь, суточных, суммы к доплате по уточненной декларации, при начислении дивидендов и др.) используется бухгалтерская справка-расчет. В ней, как правило, указывают:
Также бухгалтерскую справку применяют, когда выявлены неточности или ошибки в бухучете, и нужно провести корректировку ранее проведенных операций. Или требуется детализировать учет, подтвердить проводку расчетом (ст. 313 НК РФ).
Бухгалтерская справка без других документов, которые подтверждают факт и выполнение работ, не является подтверждающим документом и в целях налогообложения прибыли. К такому выводу пришел АС Уральского округа в своем постановлении от 5 июля 2021 г. № Ф09-3128/21 по делу № А07-21692/2019.
В «исправительной» справке укажите:
А вот подменять бухгалтерской справкой отсутствующие или непредставленные документы нельзя. Это касается в первую очередь счетов-фактур, а также такой первички, как акты, накладные и др., в составлении которой участвуют другие службы фирмы и ее контрагенты.
Читайте на сайте:
Первичный документ запаздывает: нужно ли отразить операцию в бухучете?
Форму бухгалтерских справок, которые используются в работе, фирма должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике.
Не забудьте, чтобы в ней, кроме необходимых вам таблиц и текстовых полей, были все обязательные реквизиты первичного документа.
Кроме того, к бухгалтерской справке нужно прилагать подтверждающие расчетные документы или бумаги, в которых допущены ошибки, исправляемые при помощи справки (их копии).
Подписывать справку могут главный бухгалтер, бухгалтер, лица, которые участвуют в ее составлении. А если составление справки связано с расходами, то на ней может быть предусмотрена и подпись директора.
Сделаем вывод.
Использовать в качестве первичного документа бухгалтерскую справку можно в ряде случаев. Главное – не переборщить и не заменять ею первичку, без которой обойтись нельзя. Также бухгалтерскую справку нужно грамотно составить.
Скачать пример бухгалтерской справки
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий