Бухгалтерская справка: разные виды, разное назначение

Бухгалтерская справка: разные виды, разное назначение

12.07.2024   |   Учет и отчетность  |   0Оставить комментарий
Недавно налоговики разрешили расходы в виде компенсации за использование личного ТС в служебных целях подтверждать таким первичным документом, как бухгалтерская справка. А что это вообще за документ, как его составить и использовать?
Бухгалтерская справка: разные виды, разное назначение

О чем письмо УФНС?

УФНС России по г. Москве в письме от 4 июня 2024 г. № 16-17/069746 сообщило, что для подтверждения расходов в налоговом учете предусмотрено использование первичных учетных документов, к которым относится и бухгалтерская справка. Это разъяснение было в связи с тем, что организации вправе учитывать в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли компенсацию работникам за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок (в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Компенсация включается в расходы на дату перечисления денежных средств работнику с расчетного счета (выплаты из кассы) организации (подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В силу НК РФ организация определяет налоговую базу по налогу на прибыль на основании данных налогового учета.

Для признания в расходах суммы компенсации использования личного автомобиля в интересах работодателя (в размере установленных лимитов) необходимо подтвердить, что данная компенсация действительно выплачена в производственных целях, а не в личных интересах сотрудника.

То есть нужны документы, из которых следует, что в период, за который выплачивается компенсация, автомобиль совершал поездки по заданию и для нужд работодателя.

Конкретный перечень документов, подтверждающих затраты на выплату компенсации за использование ТС, нормами НК РФ и иными НПА не установлен. Это могут быть любые документы, из которых будет видно, что автомобиль используется в производственной деятельности, в том числе и косвенно доказывающие данный факт.

Можно составлять различные служебные записки о необходимости осуществления поездок, локальные акты (положения, порядки и т.п.), регулирующие порядок проведения этих поездок, соответствующие приказы руководителя и т.д.

Налоговики отметили, что подтвердить расходы на выплату указанной компенсации можно в том числе бухгалтерской справкой. А налогоплательщик сам устанавливает, в каком порядке ведется налоговый учет, и закрепляет учетной политикой.

Назначение документа

Скажем сразу, что бухгалтерская справка, хоть и признается первичным документом, но имеет скорее вспомогательное назначение.

В качестве самостоятельного документа для оформления того или иного факта хозяйственной жизни ее можно использовать в тех случаях, когда нет специально предусмотренного первичного документа.

Например:

  • списание себестоимости реализованных товаров;
  • перевод товаров в материалы и наоборот;
  • списание просроченных задолженностей и др.

А для расчетов (например, процентов по займу, технологических потерь, суточных, суммы к доплате по уточненной декларации, при начислении дивидендов и др.) используется бухгалтерская справка-расчет. В ней, как правило, указывают:

  • причины составления;
  • расчеты;
  • проводки по начислению или списанию рассчитанных сумм.

«Исправительная» справка

Также бухгалтерскую справку применяют, когда выявлены неточности или ошибки в бухучете, и нужно провести корректировку ранее проведенных операций. Или требуется детализировать учет, подтвердить проводку расчетом (ст. 313 НК РФ).

Бухгалтерская справка без других документов, которые подтверждают факт и выполнение работ, не является подтверждающим документом и в целях налогообложения прибыли. К такому выводу пришел АС Уральского округа в своем постановлении от 5 июля 2021 г. № Ф09-3128/21 по делу № А07-21692/2019.

В «исправительной» справке укажите:

  • какая именно операция была отражена неверно;
  • причину ошибки;
  • дату обнаружения ошибки;
  • описание сути ошибки и неправильных расчетов (неправильную проводку, сделанную из-за ошибки);
  • правильные записи и дополнительные расчеты.

А вот подменять бухгалтерской справкой отсутствующие или непредставленные документы нельзя. Это касается в первую очередь счетов-фактур, а также такой первички, как акты, накладные и др., в составлении которой участвуют другие службы фирмы и ее контрагенты.

Как оформить бухгалтерскую справку

Форму бухгалтерских справок, которые используются в работе, фирма должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике.

Не забудьте, чтобы в ней, кроме необходимых вам таблиц и текстовых полей, были все обязательные реквизиты первичного документа.

Кроме того, к бухгалтерской справке нужно прилагать подтверждающие расчетные документы или бумаги, в которых допущены ошибки, исправляемые при помощи справки (их копии).

Подписывать справку могут главный бухгалтер, бухгалтер, лица, которые участвуют в ее составлении. А если составление справки связано с расходами, то на ней может быть предусмотрена и подпись директора.

Сделаем вывод.

Использовать в качестве первичного документа бухгалтерскую справку можно в ряде случаев. Главное – не переборщить и не заменять ею первичку, без которой обойтись нельзя. Также бухгалтерскую справку нужно грамотно составить.

 Скачать пример бухгалтерской справки



Бератор Источник материала
3478 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.