Как провести инвентаризацию?

Как провести инвентаризацию?

25.07.2024   |   Учет и отчетность  |   0Оставить комментарий
- Саранча! Налетчики! - как всегда метко окрестила Верочка из "Служебного романа" веселую, но бесцеремонную компанию, неожиданно ворвавшуюся в кабинет Людмилы Прокофьевны и начавшую пересчитывать имевшееся там имущество. В этой статье рассказываем, как провести инвентаризацию так, чтобы не выглядеть как саранча или налетчики.
Как провести инвентаризацию?

Что такое инвентаризация?

Инвентаризация - это проверка соответствия имущества и материальных средств компании, отраженных документально, реально существующим ценностям.

Посчитать нужно все имущество, которое числится за компанией и ее филиалами:

  • основные средства;
  • деньги и ценные бумаги;
  • товары;
  • производственные средства;
  • материальные и нематериальные активы;
  • финансовые обязательства, включая кредиторскую задолженность;
  • деньги и ценные бумаги.

Какая бывает инвентаризация?

1. По времени проведения:

  • плановая - сроки ее проведения утверждены заранее и внесены в специальный график;
  • внеплановая - проводится по необходимости, например, при смене материально ответственного сотрудника;
  • повторная - назначается, если нужно уточнить какие-то сведения, полученные при первичной инвентаризации;
  • контрольная - проводится для итоговой перепроверки данных.

2. По объему проверяемого имущества:

  • полная - охватывает все имеющееся имущество;
  • частичная - охватывает лишь часть имущества, например, только те ценности, которые закреплены за конкретным подразделением компании.

3. По способу подсчета имущества:

  • подсчет производится в натуре, т.е. считают реальные единицы ценностей;
  • документальная - подсчет проводится по бумажным или электронным документам.

Когда нужно проводить инвентаризацию?

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

П.27 того же Положения предусмотрены случаи, когда проводить инвентаризацию обязательно:

  1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Исключения:

  • если последняя инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года, повторно перед сдачей годового отчета ее можно не проводить;
  • инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;
  • инвентаризацию библиотечных фондов можно устраивать один раз в пять лет;
  • в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

     3. при смене материально ответственных лиц;

     4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

     5. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

    6. при реорганизации или ликвидации организации;

    7. в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Этапы проведения инвентаризации

  1. Подготовительный. На этом этапе требуется сформировать комиссию, которая будет заниматься инвентаризацией , определить сроки ее проведения и масштабы, издать соответствующий приказ.
  2. Основной. Включает в себя непосредственный подсчет товарно-материальных и иных ценностей, составление описей.
  3. Сопоставление полученных в ходе инвентаризации цифр с данными бухгалтерского учета, выявление несоответствий, оформление сличительных ведомостей, выяснение того, в чем причина расхождений (если они есть)
  4. Подведение итогов инвентаризации. На этом этапе проводится корректировка  бухгалтерской документации в соответствии с теми данными, которые были получены в ходе инвентаризации. Если были обнаружены недостачи, нужно также установить их виновников.
  5. Взыскание ущерба с виновных лиц.

Бухгалтерия.ру Источник материала
664 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.