Акт сверки взаиморасчетов — это документ, который составляют между собой контрагенты. В нем должны быть отражены все действия, которые совершили стороны в рамках исполнения договора. Например, если речь идет о договоре поставки, из акта сверки должно быть понятно, сколько товара отгрузил поставщик и сколько денег перечислил за принятый товар покупатель.
Законом не установлена обязанность сторон по договору составлять акты сверки. Это необязательный документ, который не относится к первичным бухгалтерским документам. Однако составление таких актов является обычной деловой практикой в нашей стране. Чаще всего обязанность сторон периодически проводить сверку взаимных расчетов и закреплять ее результаты в акте бывает предусмотрена самим договором между этими сторонами.
Акт сверки может составляться по-разному. Все зависит от конкретных целей и договоренностей сторон. Так, акты делятся:
Акт сверки должен обязательно отражать следующие сведения:
Функций у акта сверки может быть множество. Обычно этот документ составляют:
Считается, что если обе стороны подписали акт, они согласны с тем, что в нем написано. Правда, всегда есть возможность подписать акт сверки с разногласиями, указав, с чем именно не согласен подписант, но на практике далеко не все этой возможностью пользуются.
Подписать акт сверки может либо лицо, имеющее право действовать без доверенности (руководитель компании или ИП), либо любой сотрудник, которому руководитель передал соответствующие полномочия по доверенности.
Акт, подписанный работником, у которого не было доверенности на совершение подобных действий, считается недействительным.
Как уже отмечалось выше, законом не установлена обязанность сторон проводить взаиморасчеты и составлять подтверждающие это документы. Однако если договором контрагенты определили, что периодически будут проводить взаиморасчеты, а их результаты фиксировать в акте, то делать это нужно.
Обычно в договоре прописывают конкретные сроки, в которые стороны должны подписать акт. Если одна из сторон уклоняется от подписания, к ней могут быть применены определенные санкции (или, к примеру, может быть указано, что в случае оставления без ответа акта в течение стольких-то дней, данный акт будет считаться подписанным).
Как именно должны направляться акты, в какой срок их следует подписать - все это следует четко прописать в договоре, а потом также четко соблюдать. В противном случае трудно будет доказать, что акт действительно направлялся и что его можно считать подписанным в силу того, что контрагент никак не возражал против указанных в нем данных.
Если договором предписано, что акт нужно направлять по почте, то следует придерживаться именно этого способа, поскольку в отношении иных не было достигнуто соответствующей договоренности между сторонами. Можно направлять акты и по электронной почте, но тогда в договоре нужно указать электронные адреса сторон, с которых они будут обмениваться письмами.
Если в договоре не указан срок для подписания акта (лучше его указать, но бывает всякое), то такой срок можно определить в сопроводительном письме к акту. В нем же стоит написать, что произойдет, если направление акта останется без ответа.
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий