Новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета утвержден приказом Минфина России от 13.01.2023 № 4н. Официальный старт его использования – 1 апреля 2025 года.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, на основании которых проводили инвентаризацию до вступления в силу ФСБУ 28/2023, утратили силу. Прежний порядок проведения инвентаризации предусматривал, что процедуру в обязательном порядке проводят перед составлением отчетности и на день приемки-передачи дел при смене материально ответственного лица.
Согласно ФСБУ 28/2023 проведение инвентаризации обязательно, если того требует законодательство, а также в следующих случаях (п. 15, п. 16 ФСБУ 28/2023):
Обратите внимание! Случаи, сроки, порядок проведения и перечень объектов инвентаризации каждая компания определяет самостоятельно, основываясь на требованиях ФСБУ 28/2023 и отраслевых законов.
При этом оснований назначения обязательной инвентаризации стало больше! Процедуру нужно проводить не только при передаче, но и при возврате активов, включая случаи безвозмездного пользования и управления.
Ранее результаты инвентаризации признавали недействительными при отсутствии хотя бы одного члена комиссии. Теперь количество членов комиссии, которые могут отсутствовать при инвентаризации, увеличено.
По новым правилам, результаты инвентаризации признают недействительными при отсутствии одной пятой и более членов комиссии согласно пункту 21 ФСБУ 28/2023.
Это значит, что численный состав инвентаризационной комиссии должен быть таким, чтобы была обеспечена действительность ее решений. То есть он должен быть более пяти человек (п. 21 ФСБУ 28/2023). Комиссия, состоящая более чем из пяти человек, имеет право проводить инвентаризацию при отсутствии одного участника. Если в комиссии свыше 10 человек, то соответственно допускается отсутствие двоих.
Материально ответственных лиц в состав комиссии все так же включать запрещено!
Для проведения инвентаризации в организации может также быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Постоянно действующую инвентаризационную комиссию назначает руководитель отдельным приказом. Удостоверьтесь, чтобы включаемые в комиссию не были членами комиссии на том участке, где они – материально ответственные лица.
Согласно пункту 19 ФСБУ 28/2023 инвентаризационная комиссия может быть одна или несколько для проведения инвентаризации разных активов и обязательств: запасов, ОС, НМА, финансовых вложений, оценочных резервов и т. д.
Согласно требованиям к инвентаризации, установленным разделом II ФСБУ 28/2023, инвентаризационная комиссия должна не просто сверить фактическое наличие объектов по инвентаризационной ведомости, но и провести необходимые оценки и подтвердить их обоснованность.
Речь идет о том, что для ряда объектов стандарт требует проведения проверки документов и выполнения расчетов. К таким объектам относятся (подп. «б» п. 4, п. 18 ФСБУ 28/2023):
Инвентаризационные комиссии могут создаваться в отдельности по видам проверяемых активов и обязательств. При этом к проверкам привлекаются «узкие» специалисты, чтобы они могли выдать компетентные заключения.
Обратите внимание: лучше отложить инвентаризацию, если кто-то из членов комиссии не может участвовать в проверке и не явился, а издать приказ на замену и оперативно заменить данного человека не получилось. Отсутствие члена инвентаризационной комиссии и в результате – отсутствие его подписи на инвентаризационных документах является основанием для признания ее результатов недействительными.
Не стоит расписываться за отсутствующего члена комиссии, если впоследствии выяснится, что он не мог присутствовать на инвентаризации из-за болезни, командировки и т. п.
Материал подготовлен экспертами бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера» для журнала «Практическая бухгалтерия»
О методах проверки, документировании и результатах проведенной инвентаризации по новым правилам читайте полной версии статьи «Как изменились правила проведения инвентаризации с 1 апреля 2025 года?» на сайте на сайте журнала «Практическая бухгалтерия».
Оформите подписку и начните читать журнал «Практическая бухгалтерия». Вам будут доступны все материалы на сайте pb.buhgalteria.ru и в PDF-версии журнала в личном кабинете.
Отчет Персонифицированные сведения о работниках в 2025 году: сроки сдачи, порядок заполнения
Почему налоговики не примут персонифицированные сведения за март 2025 года
Майские праздники 2025: что меняется в порядке расчетов с работниками
Положение о служебных командировках №501: обзор документа
Какой подписью должна быть заверена электронная «первичка» для подтверждения расходов по прибыли
Как исправить ошибки в уведомлении об исчисленных налогах
С 01.09.2025 действует новое Положение о командировках
Суд привлек бывшего директора за фиктивный документооборот
На сколько дней продлевают отпуск, если работник взял отдых с 1 мая на две недели
Упрощенец не вправе обнулить налоговую базу за счет возврата предоплат
Комментарии (0)
Оставить комментарий