У
назначенного кабинета в назначенное время толпится народ: истцы, ответчики,
их представители. Причем юристы обеих сторон могут мило беседовать и даже обговаривать
некоторые моменты дела.
Но вот по узкому коридору решительной походкой шествуют судьи. Гул смолкает,
толпа расступается, пропуская вперед представителей государства в черных мантиях.
Налоговые дела решаются коллегиально, суд состоит из трех человек, один из которых
председательствующий. Как показывает статистика, большинство судей – женщины.
Начинается заседание суда. Председательствующий проверяет явку сторон, спрашивает,
поддерживают ли иск одни и признают ли иск другие. На этом же этапе рассматриваются
доверенности и документы обеих сторон. Представляются ходатайства, отводы.
Затем председательствующий спрашивает у присутствующих о необходимости разъяснения
им их процессуальных прав. Как правило, ни одна из сторон в этом не нуждается,
потому что от имени каждой из сторон обычно выступают юристы.
Итак, начинается рассмотрение дела. Обычное обращение к судьям – «ваша честь»,
друг к другу – «уважаемый».
Первая стадия – объяснение сторон. Начинает налоговая. От ее имени выступают
юристы и налоговые инспекторы, составившие акт. Очень редко – одни инспекторы:
они, естественно, в процессуальных нормах ориентируются меньше, чем юристы,
защищающие организацию, и почти не отходят от текста акта. Но обычно от имени
налоговой выступают юристы, поэтому борьба ведется на равных.
Юристы, представляющие интересы организации, часто строят свою защиту на несовершенстве
законодательства по рассматриваемому налогу, на несоблюдении налоговой правил
проведения проверок, приводя в пример нарушения их же инструкций.
После объяснения сторон наступает стадия вопросов. На этом этапе квалификация
юриста имеет огромное значение. По сути, это диалог между истцом и ответчиком,
но все споры пресекаются судом сразу же.
Судьи могут задавать вопросы на протяжении всего рассмотрения дела, причем ответ
на вопрос может дополнять и другая сторона. Ходатайства сторон также могут возникнуть
в любой момент до принятия решения, но они могут быть отклонены.
Итак,
все выступили, вопросы рассмотрены, и суд объявляет об удалении на совещание,
всех просят покинуть помещение.
На принятие решения обычно уходит минут сорок, и участники процесса все это
время тоскливо бродят по узкому коридору в поисках стульев.
Спустя какое-то время стороны приглашаются для оглашения решения. Как правило,
оглашается только резолютивная часть, в которой содержится решение суда, а мотивировочная
предоставляется через два-три дня.
В суде вам предстоит встреча с юристом, защищающим интересы налоговой службы.
Естественно, у всех, кто попадает на процесс впервые, возникает вопрос о том,
кто эти специалисты. Со стороны их не приглашают, потому что в каждой налоговой
инспекции есть юридический отдел. Обычно там работают три-четыре человека. Именно
сотрудники этого отдела и ведут все арбитражные процессы своей налоговой инспекции.
Но в их компетенцию входит не только это. Например, через юридический отдел
проходят все акты налоговых проверок, да и по всем вопросам законодательства
инспекторы обращаются тоже к ним. «У нас процессы чуть ли не каждый день, –
говорят юристы одной из московских налоговых инспекций, – объем работы очень
большой. Поскольку в учете многих организаций есть особенности, связанные с
производственным процессом, то и нам все это приходится изучать. Вот и осваиваем
то особенности деревообрабатывающей промышленности, то производство подсолнечного
масла».
Работы у юристов налоговых инспекций действительно стало много. Количество налогоплательщиков,
оспаривающих решения налоговых служб в суде, увеличилось. Да и сама инспекция
в случае отказа налогоплательщика уплатить начисленный штраф не может списать
эту сумму с расчетного счета организации, как списывает недоимку или пени, а
должна обращаться в арбитражный суд. Ну а там уж кто выиграет.
Многие налогоплательщики убеждены, что, выигрывая в арбитраже у своей налоговой
инспекции, они раз и навсегда испортят отношения с ней. Что ж, возможно и такое.
Хотя сами налоговики в беседах с нами это отрицали: «Подает налогоплательщик
в суд или нет – на дальнейших отношениях это не сказывается. Важно вести себя
прилично. А то были случаи, что и с кулаками бросались. Это, мягко говоря, неприятно».
Но обычно, как это ни странно, в суде противоборствующие стороны не испытывают
враждебности друг к другу. Нормально общаются и даже находят компромиссы.
На судебных процессах случаются и казусы. «В суде своя атмосфера, и многие,
впервые пришедшие туда, волнуются, – делятся своими впечатлениями представители
одной из московских налоговых. – И вот, встает главный бухгалтер фирмы, голос
дрожит, руки трясутся, и обращается к судьям: «Ваше Преосвященство...» А случается
и такое: ведет руководитель бухгалтера, женщину лет пятидесяти, по зданию суда,
а она упирается и говорит: «Да не пойду я. Я вообще судей боюсь». Так что бухгалтерам
стоит быть посмелее и поувереннее в себе. В суде вы и налоговики равны, и возможность
победить у вас ничуть не ниже, чем у представителей налоговой.
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
ФНС назвала признаки подмены трудовых отношений
ФНС напомнила о критериях подмены трудовых отношений с самозанятыми
Комментарии (0)
Оставить комментарий