Приближение неизбежного. Кто готов вести налоговый учет

Приближение неизбежного. Кто готов вести налоговый учет

18.03.2002   |   0Оставить комментарий
Со дня вступления в силу 25-й главы Налогового кодекса прошло уже больше двух месяцев. Не за горами первая сдача новой декларации, которая должна быть заполнена на основе данных налогового учета. Насколько бухгалтеры и сами инспекторы готовы к этому?

Бухгалтеры: пока одни вопросы

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что никогда еще налоговые нововведения не вызывали такого неприятия у бухгалтеров. Никто не понимает, зачем нужен налоговый учет, совершенно не зависимый от бухгалтерского. И это только начало: многие бухгалтеры, загруженные составлением годового отчета, отложили новый учет на потом. Неприятное знакомство с совместным детищем депутатов и МНС им еще только предстоит.

Но неприятие неприятием, а работать надо. Пока немногие могут похвастать тем, что уже ведут налоговый учет. Большинство только начинает думать, как его наладить.

Напомним, что предприятия должны самостоятельно разработать систему налогового учета (ст. 313 НК РФ). Выбирать можно, по сути, из двух вариантов. Во-первых, вы можете вести параллельно два независимых учета на основе одних и тех же первичных документов. Именно такой вариант продвигают налоговики.

На крупном предприятии налоговым учетом может заниматься специальный отдел. При этом у главного бухгалтера будет собираться вся информация как из бухгалтерии, так и из налогового отдела. Он будет видеть полную картину происходящего. Но это дорогой вариант, который может устроить лишь богатые предприятия.

Второй вариант — максимально приблизить налоговый учет к существующему в организации бухучету. Тогда заполнять налоговые регистры вы будете не на основе первичных документов, а исходя из данных бухгалтерских регистров. Вам не потребуется дублировать одни и те же операции, поэтому объем работы сократится.

Большинство наверняка выберет именно этот способ. "Бухгалтерам надо найти все возможные точки соприкосновения бухгалтерского и налогового учета и вести бухгалтерский учет с оглядкой на налоговый, — советует Наталия Смагина, управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы "Интеркон". — Затем переносить остатки из бухучета в налоговые регистры, на основе которых и будет заполняться налоговая декларация".

Впрочем, есть еще один вариант — заниматься только налоговым учетом. Конечно, полностью отказаться от бухучета нельзя — вести его придется хотя бы для расчета налога на имущество. Но некоторые из опрошенных нами бухгалтеров говорили, что теперь сосредоточатся на налоговом учете, а бухучет будут вести примерно так, как составляется статотчетность — "с потолка". Плохо одно: статью 120 Налогового кодекса, предусматривающую санкции за грубое нарушение правил бухучета, никто не отменял.

После того как вы определитесь, как вести налоговый учет: вместе, вместо или на основе бухгалтерского, перед вами встанет другая проблема. Для ведения нового учета должны использоваться аналитические регистры налогового учета (ст. 314 НК РФ). Пока лишь единицы разобрались, что это такое.

МНС предложило свой вариант регистров, которые чиновники назвали типовыми. (Любопытно, что они ничем не утверждены — просто "рекомендации МНС", ни номера, ни даты.) На какую "типовую" организацию они рассчитаны, непонятно. Для малых предприятий вести такое количество регистров, какое предложили налоговики, просто нереально. Крупным компаниям "типовые" разработки МНС тоже не подойдут. "В отличие от малых предприятий, у которых никаких глобальных изменений, возможно, не произойдет, на крупных и средних предприятиях к налоговому учету должен быть совершенно иной подход, — считает Наталия Смагина. — Им надо разрабатывать учетные регистры с нуля и очень серьезно отнестись к составлению налоговой учетной политики".

Вот и получается, что кто-то пытается разработать регистры самостоятельно или подогнать под себя формы, предложенные МНС. Другие занимаются разработкой регистров совместно с консультантами. Третьи, у кого позволяют средства, всю работу переложили на аудиторов.

Аудиторы: работа кипит

Разработка налоговых регистров полным ходом идет во многих аудиторских фирмах. Где-то она уже завершена: по нашей информации, ведущие компании, такие как "ФБК", "КПМГ", "ПрайсвотерхаузКуперс", разработали регистры налогового учета и предлагают их своим клиентам. Стараются не отставать и меньшие фирмы — как в Москве, так и в регионах (см. интервью ).

По словам аудиторов, разработанные ими регистры выгодно отличаются от тех, что предлагает МНС. Конечно, большинству из нас хотелось бы взглянуть на то, что же придумали аудиторы. Но в ближайшее время это вряд ли возможно. Компании бдительно охраняют свои разработки — они приносят неплохие деньги. Например, в одной небольшой московской аудиторской фирме нам сказали, что постановка налогового учета обойдется среднему предприятию примерно в 300 тысяч рублей. Высокую цену объясняют тем, что на подобную работу уходит много времени: аудиторам приходится вникать во все детали работы предприятия.

Некоторые аудиторские компании хотя и не имеют собственной системы регистров, но утверждают, что готовы разработать их "под ключ". Как правило, в таких фирмах не могут назвать точную цену своей услуги и предлагают почасовую оплату работы своих специалистов. Заключая такой договор, будьте осторожны: у аудиторов пропадает стимул закончить работу быстро. Кто знает, не придется ли вам ждать своих регистров до следующего года?

Налоговики: верхи поправляют, низы выжидают

А что же налоговики? Те, что наверху, своим детищем гордятся. В прошлом году разработчики 25-й главы в своих выступлениях постоянно ссылались на международный опыт: на Западе якобы бухгалтерский и налоговый учет существуют параллельно. Однако потом в прессе появились высказывания иностранных специалистов, утверждавших, что за рубежом налоговый учет в той или иной степени опирается на бухгалтерский.

Разобрались с этим и наши налоговики. И стали гордиться еще больше. В последнее время глава департамента налогообложения прибыли МНС Карен Оганян стал говорить, что такого налогового учета, как у нас, нет ни в одной стране. А то, что никто не понимает, как его вести, чиновников мало волнует — зато наш налоговый учет самый налоговый в мире.

Конечно, можно сделать скидку на то, что специалисты из министерства сами разрабатывали регистры впервые. Но почему тогда, несмотря на очевидные недостатки своих регистров, налоговики считают свою задачу выполненной — учет придумали, регистры сделали? Представители МНС уже не раз заявляли, что они вообще не должны были разрабатывать какие-либо регистры — это обязанность налогоплательщика. А за то, что они хоть что-то сделали, все должны им сказать "спасибо".

Но хватит о высоких чиновниках. Проверять предприятия будут обычные налоговые инспекторы. Как они относятся ко всему происходящему?
В инспекциях о налоговом учете пока ничего не знают. "Не до того — заняты приемом и проверкой годовой отчетности", — так нам отвечали во всех инспекциях, куда бы мы не звонили, все инспекторы, которых мы опрашивали. За исключением одного.

Один обычный московский инспектор сказал, что у них в инспекции было дано устное указание — при выездных проверках налоговый учет пока не проверять. Что значит "пока", наш собеседник пояснить затруднился. Скорее всего пока налоговики сами во всем не разберутся.
Это, конечно, не значит, что они, инспекторы, "до выяснения обстоятельств" не будут проверять налог на прибыль. Будут, но по-старому, то есть смотреть данные бухучета, проверять первичные документы. А штрафных санкций за отсутствие налоговых регистров или их неполноту вряд ли стоит бояться. Тем более что никаких санкций за это Налоговый кодекс не предусматривает.

Что делать?

И бухгалтеры, и трезвомыслящие налоговики понимают, что на постановку налогового учета уйдет весь нынешний год. Предприятиям нужно разработать регистры, создать систему налогового учета, затем на практике все это обкатать. Но вне зависимости от того, есть у вас регистры или нет, налог на прибыль платить придется и декларацию сдавать тоже. Поэтому большинство будет заполнять ее по итогам I квартала без всяких регистров. Благо в предыдущие годы уже натренировались делать массу корректировок. По мнению экспертов нашего журнала, внимательно изучив 25-ю главу, бухгалтеры смогут посчитать все на основе бухгалтерского учета.

Нет, мы не призываем вас забыть про налоговый учет. Иначе потом придется с нуля составлять все регистры за уже истекшие кварталы текущего года. Однако в спешке заполнять непонятные формы тоже не стоит. У вас еще есть несколько месяцев, чтобы спокойно во всем разобраться. Тем более что вот-вот будут приняты поправки к 25-й главе, которые сделают ее чуть более понятной и удобоваримой (мы рассказывали о них в прошлом номере ).

Ирина КРАВЕЦКАЯ, эксперт "Расчета"

"Регистры МНС использовать нельзя"
Нехватка информации по ведению налогового учета особенно заметна в регионах. Чтобы узнать, как обстоит дело с новым учетом "на местах", наш эксперт Ирина КИРИЛИНА встретилась с генеральным директором ставропольской аудиторской фирмы ООО "Универсал-Аудит" Людмилой БУЛАВИНОЙ.

- Как вы считаете, целесообразно ли использовать налоговые регистры, разработанные МНС?
— В опубликованных рекомендациях МНС представлен только перечень реквизитов налоговых регистров. Использование их в практике в том виде, в котором они даны, проблематично. Кроме того, в рекомендациях отсутствует порядок заполнения регистров, накопления в них информации.
С другой стороны, разработать регистры, подходящие для различных отраслей, форм собственности, просто невозможно. Это невыполнимая задача. Предприятия различаются по объемам продаж, видам деятельности, даже профессиональный уровень бухгалтеров везде различный. Организация налогового учета — это процесс не одного месяца и даже не одного года. Посмотрите, сколько столетий существует бухгалтерский учет и до сих пор дорабатывается, а налоговый учет слишком молод…
- А какими регистрами, по вашему мнению, будут пользоваться бухгалтеры?
— Поскольку большинство использует различные бухгалтерские программы, то они будут пользоваться теми регистрами, которые бесплатно установили им фирмы-разработчики. Однако эти программные продукты требуют серьезной доработки с учетом специфики деятельности конкретной организации.
Крупные предприятия уже сейчас готовы вести работу по адаптации налоговых регистров. Бухгалтеры многих маленьких предприятий вообще ведут налоговый учет вручную или строят таблицы в Excel. Хотя бухгалтерские программы у них есть. Объясняется это тем, что даже незначительные недоработки при автоматизации учета и расчета налоговой базы могут обернуться даже банкротством. Со временем, конечно, выйдут усовершенствованные версии программ, которые можно будет использовать.
- Ваша фирма уже разработала свои налоговые регистры?
— Сейчас мы разрабатываем формы регистров, которые будем использовать при проверках. Мы считаем их своим "ноу-хау", поэтому нигде публиковать пока не собираемся. Организации же сейчас в основном обращаются с просьбами скорректировать уже имеющиеся у них бесплатные регистры. Внедрение налогового учета задерживают ожидаемые изменения в 25-ю главу Налогового кодекса. Мы надеемся, что в новом варианте 25-й главы разрешат вести налоговый учет на основе бухгалтерских регистров.
Тогда в бухгалтерские регистры, например по оплате труда, можно будет добавить отдельные графы, не создавая специальных форм для налогового учета. Хотя учет некоторых расходов для целей налогообложения (амортизации, прочих расходов) потребует составления налоговых регистров в любом случае.
- Что бы вы посоветовали бухгалтерам?
— Прежде всего организовать регистры так, чтобы они позволяли накапливать информацию за год. Причем в некоторых регистрах, например по ремонту основных средств, необходимо предусмотреть порядок группировки информации для переноса на будущие налоговые периоды. Кроме того, должно быть предусмотрено тестирование первичных бухгалтерских документов.
- Поясните, что вы имеете в виду?
— В 25-й главе записано, что налоговый учет организуется на основе первичных бухгалтерских документов. Однако использовать без корректировок все первичные документы не получится, например акты приемки-передачи основных средств. Стоимость основного средства, сформированная по правилам ПБУ 6/01, не всегда соответствует требованиям налогового учета. Поэтому должно быть специальное тестирование первичных документов. Специалист, занимающийся налоговым учетом, должен откорректировать отраженные в первичной документации суммы и только после этого внести информацию в налоговый регистр.

«Расчет» - Подписаться на журналИсточник материала
6801 просмотр Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.