В бухгалтерском учете затраты на рекламу отражаются в составе расходов по обычным
видам деятельности в полном объеме. Однако при налогообложении прибыли они нормируются.
В 2001 году такие расходы можно было включать в себестоимость в пределах норм,
утвержденных приказом Минфина России от 15 марта 2000 г. № 26н. Сумма рекламных
расходов, которая учитывалась при налогообложении, зависела от объема выручки,
полученной фирмой. Торговые организации вместо выручки использовали показатель
валовой прибыли (разницы между покупной и продажной ценами товара). С 1 января
2002 года вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. В этой
главе установлен новый порядок нормирования рекламных расходов, а также приведен
их перечень *. По НК РФ к этим расходам относятся:
– затраты на рекламу в средствах массовой информации (объявления в печати, трансляция по радио и телевидению и т. д.) и телекоммуникационных сетях (например, в сети Интернет);
– затраты на наружную рекламу (рекламные стенды и щиты);
– затраты на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, уценку товаров, потерявших свои качества при экспонировании;
– затраты на покупку призов, которые вручаются победителям конкурсов, проводимых в рамках рекламных кампаний.
* Перечень расходов на рекламу приведен в статье 264 НК
РФ
По статье 264 НК РФ нормируются только расходы на покупку призов и «прочие виды
рекламы». Эти расходы можно учитывать при налогообложении прибыли только в пределах
1 процента от выручки, которая облагается этим налогом. У многих бухгалтеров
возник вопрос, что же относится к прочим видам рекламы. Являются ли расходы
на рекламу, перечисленные в статье 264 НК РФ, прочими? Нужно ли их нормировать
при налогообложении прибыли? Ответа на этот вопрос нет ни в НК РФ, ни в Методических
рекомендациях ** по налогу на прибыль.
** Методические рекомендации по налогу на прибыль утверждены
приказом МНС России от 26 февраля 2002 г. № БГ-3-02/98
Свою позицию недавно высказал Минфин России. Согласно письму Минфина России
от 15 января 2002 г. № 04-02-06/2/3, к прочим видам рекламы относятся только
те, которые не перечислены в статье 264 НК РФ. Именно эти расходы нормируются.
Остальные затраты на рекламу учитываются при налогообложении полностью. Отметим,
что в настоящее время планируется внести изменения в 25-ю главу НК РФ. Если
эти изменения примут, нормироваться будут только те расходы, которые не указаны
в статье 264 НК РФ, и затраты на покупку призов. Следовательно, мнение Минфина
России будет закреплено законодательно.
Таким образом, к нормируемым (прочим) рекламным расходам можно отнести затраты
на разработку, издание и распространение рекламных изделий (иллюстрированных
прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных
писем, открыток и т. п.), эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных
пакетов и т. п.
Налоговый учет рекламных расходов
В 2002 году все рекламные расходы следует разделить на два вида:
– расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объеме;
– расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки.
Сумма расходов на рекламу должна быть подтверждена документами (счетами-фактурами,
актами сдачи-приемки работ или услуг, эфирными справками и т. д.). Если ваша
фирма учитывает выручку при налогообложении по методу начисления, то рекламные
расходы уменьшают прибыль в том периоде, в котором были оформлены эти документы.
Если фирма определяет доходы и расходы кассовым методом, то затраты на рекламу
учитываются только после их оплаты.
Как мы указали выше, нормируемые расходы на рекламу учитываются при налогообложении
в пределах 1 процента от выручки. В отличие от ранее действующего порядка в
сумму выручки не включаются НДС и налог с продаж. Таким же образом нормируют
расходы на рекламу торговые организации. Для расчета норматива они должны учитывать
выручку от продажи товаров (без НДС и налога с продаж).
Рекламные расходы, учитываемые при налогообложении, надо указать по строке 020
декларации по налогу на прибыль. Сумму сверхнормативных расходов в декларации
не отражают.
Налог на рекламу, в том числе начисленный по сверхнормативным расходам, уменьшает
налогооблагаемую прибыль вашей фирмы.
Сумма НДС по рекламным расходам, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль,
к налоговому вычету не принимается и учитывается в составе прочих расходов.
Исключение из этого порядка предусмотрено только для расходов по приобретению
призов. Дело в том, что безвозмездная передача имущества (в частности, призов)
облагается НДС. Поэтому сумма налога, уплаченная при покупке такого имущества,
принимается к налоговому вычету в обычном порядке.
Бухгалтерский учет рекламных расходов
В бухгалтерском учете рекламные расходы учитываются на счете 44 «Расходы на
продажу». Для учета сверхнормативных расходов можно ввести к этому счету дополнительные
субсчета (например, «Расходы на рекламу в пределах норм» и «Расходы на рекламу
сверх норм»).
В учете рекламные расходы отражают так:
Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу в пределах норм» Кредит 10 (60,
69, 70, 76...)
– учтены расходы на рекламу в пределах норм;
Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу сверх норм» Кредит 10 (60, 69,
70, 76...)
– учтены расходы на рекламу сверх норм;
Дебет 19 Кредит 60 (76...)
– учтен НДС по рекламным расходам *** ;
Дебет 60 (76...) Кредит 50 (51)
– оплачены рекламные расходы;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– НДС по рекламным расходам в пределах норм принят к налоговому вычету;
Дебет 91-2 Кредит 19
– НДС по рекламным расходам сверх норм учтен в составе прочих расходов (без
уменьшения налогооблагаемой прибыли).
Ежемесячно расходы на рекламу списываются проводками:
Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет «Расходы на рекламу в пределах норм»
– списаны расходы на рекламу в пределах норм;
Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет «Расходы на рекламу сверх норм»
– списаны сверхнормативные расходы на рекламу.
*** НДС по рекламным расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, принимается к налоговому вычету
Пример 1.
ООО «Альфа» занимается строительством. В I квартале 2002 года «Альфа» провела
рекламную кампанию. Расходы организации составили:
– на телевизионную рекламу – 60 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.);
– на установку рекламного щита – 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.);
– на распространение каталогов, брошюр и альбомов (прочие виды рекламы) – 180
000 руб. (в том числе НДС – 30 000 руб.).
Выручка организации за I квартал составила 6 000 000 руб. (в том числе НДС –
1 000 000 руб.). Себестоимость строительных работ – 2 000 000 руб.
В регионе, где работает «Альфа», взимается налог на рекламу по ставке 5 процентов.
Для целей налогообложения организация учитывает выручку методом начисления.
Расходы на телерекламу и установку щитов учитываются при налогообложении прибыли
в полном объеме, затраты на прочие виды рекламы – только в сумме 50 000 руб.
((6 000 000 руб. – 1 000 000 руб.) х 1%).
Сумма сверхнормативных рекламных расходов составит:
180 000 руб. – 30 000 руб. – 50 000 руб. = 100 000 руб.
Эта сумма не уменьшает налогооблагаемую прибыль ООО «Альфа» за I квартал.
Бухгалтер «Альфы» должен сделать записи:
Дебет 44 **** субсчет «Расходы на рекламу в пределах норм»
Кредит 60
– 50 000 руб. (60 000 – 10 000) – отражены расходы на телевизионную рекламу;
Дебет 19 Кредит 60
– 10 000 руб. – учтен НДС по расходам на телевизионную рекламу;
Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу в пределах норм» Кредит 60
– 10 000 руб. (12 000 – 2000) – отражены расходы по установке рекламного щита;
Дебет 19 Кредит 60
– 2000 руб. – учтен НДС по расходам на установку рекламного щита;
Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу в пределах норм» Кредит 60
– 50 000 руб. – отражены расходы по прочим видам рекламы (в пределах норм);
Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу сверх норм» Кредит 60
– 100 000 руб. – отражены расходы по прочим видам рекламы (сверх норм);
Дебет 19 Кредит 60
– 30 000 руб. – учтен НДС по расходам на прочие виды рекламы;
Дебет 60 Кредит 51
– 252 000 руб. (60 000 + 12 000 + 180 000) – оплачены рекламные расходы;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 12 000 руб. (10 000 + 2000) – принят к вычету НДС по телевизионной рекламе
и расходам на установку щита;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 10 000 руб. (50 000 руб. х 20%) – принят к вычету НДС по расходам на прочие
виды рекламы (в пределах норм);
Дебет 91-2 Кредит 19
– 20 000 руб. (100 000 руб. х 20%) – списан НДС по расходам на прочие виды рекламы
(сверх норм);
Дебет 62 Кредит 90-1
– 6 000 000 руб. – отражена выручка от реализации;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1 000 000 руб. (6 000 000 руб. х 16,67%) – начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 20
– 2 000 000 руб. – списана себестоимость строительных работ;
Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет «Расходы на рекламу в пределах норм»
– 110 000 руб. (50 000 + 10 000 + 50 000) – списаны расходы на рекламу (в пределах
норм);
Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет «Расходы на рекламу сверх норм»
– 100 000 руб. – списаны расходы на рекламу (сверх норм);
Дебет 99 Кредит 90-9
– 2 790 000 руб. (6 000 000 – 1 000 000 – 2 000 000 – 110 000 – – 100 000) –
определен финансовый результат.
**** Затраты на рекламу учитываются на счете 44 «Издержки
обращения»
Расходы на рекламу будут отражены в налоговом регистре так:
Регистр учета операций по приобретению имущества (работ, услуг)
Налогоплательщик: ООО «Альфа»
ИНН: 7701234567
Период с 01.01.2002 по 31.03.2002
Дата операции | Условия получения имущества (работ, услуг) | Основание получения имущества, работ, услуг, прав | Вид расхода | Наим-е операции | Сумма, руб. | Кол-во | Наим-е объекта учета, с приобре-тением которого связано несение расходов | Дата признания объекта учета | Основание для признания объекта учета |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
20.02.2002 | С после-дующей оплатой | Договор от 15.02.02 № 123 | Реклам-ные расходы | Разме- щение телеви- зионной рекламы | 50 000 | 1 | Строи- тельные работы | 20.02.2002 | Акт от 20.02.02 № 236, эфирная справка от 20.02.02 |
15.03.2002 | С после-дующей оплатой | Договор от 08.03.02 № 332 | Реклам-ные расходы | Установ- ка реклам- ного щита | 10 000 | 1 | Строи- тельные работы | 15.03.2002 | Акт от 15.03.02 № 82 |
18.03.2002 | С после-дующей оплатой | Договор от 15.03.02 № 138 | Реклам-ные расходы | Прочие виды рекламы | 50 000 | 1 | Строи- тельные работы | 18.03.2002 | Акт от 18.03.02 № 342 |
Итого по регистру:
| 110 000 | |
Налог на рекламу должен быть начислен 31 марта 2002 года *****.
Для этого бухгалтер должен сделать запись:
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на рекламу»
– 10 500 руб. ((50 000 руб. + 10 000 руб. + 150 000 руб.) х 5%) – начислен налог
на рекламу.
***** Налог на рекламу начисляется по итогам прошедшего
квартала
Сумма этого налога полностью учитывается при налогообложении прибыли. В регистре
налог будет отражен так:
Регистр учета налогов, включаемых в состав расходов
Налогоплательщик: ООО «Альфа»
ИНН: 7701234567
Период с 01.01.2002 по 31.03.2002
Дата осуществления (начисления) расхода | Вид налога | База для расчета | Ставка налога | Сумма налога |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31.03.2002 | Налог на рекламу | 210 000 | 5% | 10 500 |
Итого по регистру:
| 10 5000 |
М. Миргород, аудитор
Матариал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия"
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
ФНС назвала признаки подмены трудовых отношений
ФНС напомнила о критериях подмены трудовых отношений с самозанятыми
Комментарии (0)
Оставить комментарий