Бумажный бум для предпринимателей<br><i>Нужно ли переписывать книгу доходов?</i>

Бумажный бум для предпринимателей<br><i>Нужно ли переписывать книгу доходов?</i>

21.10.2002   |   0Оставить комментарий
Не успели частные предприниматели привыкнуть к новому порядку учета доходов и расходов, как был утвержден новый. И применять его нужно с начала 2002 года.

Налоговые реформы не обходят стороной и предпринимателей. Совсем недавно, 13 августа 2002 года, увидели свет новые правила учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей. Совместное творение Минфина и МНС утверждено приказами № 86н и БГ-3-04/430 соответственно.

В своем стремлении улучшить жизнь налогоплательщиков усилиями законодателей, налоговиков и Минфина государство порой приводит в ужас честных плательщиков налогов. Напомним, что не так давно, в 2001 году, для предпринимателей уже вводились новые правила. В соответствии с теми "старыми новыми" правилами была изменена и форма учета доходов и расходов. Однако большинство предпринимателей вели до конца 2001 года книгу по-старому, дописывая по требованию инспекторов дополнительные показатели. И, надо заметить, налоговые инспекции подписывали такие книги без особых претензий. Так что новую форму книги учета доходов и расходов все ПБОЮЛ, частные нотариусы, охранники и детективы дружно начали вести только с 1 января 2002 года.

И вот опять появились новые правила и новая книга. Причем вводятся в действие они задним числом, с 1 января 2002 года. С вопросом, нужно ли переписать книгу с начала года по новому образцу, мы обратились к Николаю Стельмаху, начальнику отдела департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС России. Нам было разъяснено, что книгу переписывать не надо. Причем книгу по старому образцу можно вести до конца года. Особо это относится к тем, кто ведет ее вручную, ведь они в начале года уже пронумеровали, прошнуровали и подписали ее у своего налогового инспектора. Николай добавил, что нужно будет лишь дописать недостающие показатели.

Особо было отмечено, что тем предпринимателям, которые приобретали основные средства уже в 2002 году, нужно будет заполнить для них отдельную таблицу, предусмотренную в приложении к новым правилам.

Не будут придираться к тому, в каких книгах ведется учет доходов и расходов, и в инспекциях. "Мы не делали этого раньше, — комментирует Ольга, налоговый инспектор, — не будем этого делать и сейчас. Ведь дело, в конце концов, не в том, в какой форме ведется учет, а в том, чтобы налог был посчитан в итоге правильно".

Порядок учета доходов и расходов особо не поменялся. Подтвердили нам это и в Министерстве по налогам и сборам. В совместном приказе разъяснено, какие доходы и расходы относить к той или иной группе. Хочется обратить внимание на изменившиеся таблицы в книге учета. Теперь в ней вместо восьми таблиц можно увидеть… 22! Но не все из них нужно заполнять. Изменения коснулись в основном предпринимателей, осуществляющих производство продукции. Им теперь нужно будет заполнить немало таблиц. Разработана для них особая таблица "Количественно-суммовой учет израсходованных материальных ресурсов на выпущенную готовую продукцию по видам товаров (работ, услуг)".

Каждая таблица в разделе I "Учет доходов и расходов" имеет два варианта. Первый предназначен для тех предпринимателей, которые занимаются деятельностью, операции по которой подлежат обложению НДС (к номеру таблицы добавлена буква "А"). Второй предназначен соответственно для операций, не облагаемых налогом (к номеру таблицы добавлена буква "Б"). В разделах II и IV предусмотрены отдельные таблицы для основных средств и нематериальных активов, приобретенных до 1 января 2002 года и после. В раздел IV "Определение налогооблагаемой базы за налоговый период" добавили два регистра учета расходов. Первый предназначен для отражения прочих расходов, а второй — для расходов, не связанных с получением доходов в следующих налоговых периодах, то есть "расходов будущих периодов".

Таблицы по-прежнему имеют рекомендательный характер. Согласно правилам, при необходимости предприниматели могут разработать иную форму книги учета. В ней нужно оставить показатели, необходимые для расчета налоговой базы, недостающие показатели можно добавлять. При разработке новой формы нужно обеспечить ведение учета имущества в количественном и стоимостном выражении по виду товаров, работ или оказываемых услуг. Измененную форму нужно не забыть согласовать в своей налоговой инспекции.

И все же некоторые предприниматели предполагают переписать книгу заново с 1 января 2002 года. Как объяснил нам Валерий Червонных, предприниматель из Санкт-Петербурга, для тех, кто ведет учет в электронном виде, это не должно составить особого труда. Даже при большом объеме осуществляемых хозяйственных операций.

А вот те, кто ведет книгу вручную, даже при желании не смогут ее переписать. Им придется до конца года "латать" старую форму. Ну а с 1 января 2003 года можно будет вести новую книгу. Если, конечно, правила не поменяют снова.

Ирина СЕДОВА
Материал предоставлен журналом "Расчет"

Редакция сайта Бухгалтерия.ру Источник материала
12131 просмотр Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.