Обычно с такими проблемами в первую очередь сталкиваются организации, которые начинают работать с нуля. Чтобы заниматься своей деятельностью, они приобретают производственные помещения и оборудование, закупают сырье и материалы, набирают работников. Для этого требуется определенное время, в течение которого фирмы несут расходы, но не занимаются производством и реализацией товаров, работ, услуг и, следовательно, не имеют выручки. В такие же ситуации иногда попадают и организации, которые работают, но по тем или иным причинам в течение некоторого времени не получают выручку. Нередко в таком положении организации находятся один или несколько отчетных периодов, и вот тогда бухгалтеры сталкиваются с проблемами учета этих расходов. Поэтому дальше мы расскажем о том, как отражаются такие расходы в бухгалтерском учете и как они учитываются при налогообложении.
Как отразить расходы в бухгалтерском учете
Для признания расходов в бухгалтерском учете разработано Положение по бухгалтерскому
учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99). Этим документом и нужно руководствоваться
при отражении расходов на счетах бухгалтерского учета. Напомним, что в бухгалтерском
учете все расходы делятся на расходы по обычным видам деятельности, операционные
расходы, внереализационные расходы и чрезвычайные расходы. К расходам по обычным
видам деятельности относятся расходы, которые несет организация при производстве
и реализации продукции, приобретении и продаже товаров, выполнении работ и оказании
услуг. Это затраты на приобретение сырья, материалов, на оплату труда работников,
расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общехозяйственные и другие
расходы.
Все расходы в бухгалтерском учете показываются в том периоде, в котором они
произошли, независимо от того, получала или нет организация в этом периоде выручку
от реализации, а также имела она или нет операционные и другие доходы. В бухучете
отражаются любые расходы как в денежной, так и в натуральной форме независимо
от того, оплачены или нет они в этом периоде. Это следует из пунктов 17 и 18
ПБУ 10/99. В Положении указаны общие условия признания расходов. Конкретный
же порядок отражения расходов на счетах бухгалтерского учета зависит от вида
расходов и от того, какой деятельностью занимается организация. Рассмотрим,
как должны отразить расходы, если нет выручки:
1) фирмы, которые производят продукцию, но не получают выручку;
2) фирмы, которые только образовались и еще не приступили к производству продукции;
3) фирмы, которые занимаются дилерской, брокерской и другой деятельностью (кроме
торговли).
Первые организации расходуют сырье, материалы, начисляют зарплату работникам
и амортизацию, содержат аппарат управления, даже если не получают выручку. Эти
расходы в бухгалтерском учете отражаются в обычном порядке.
Расходы на приобретение сырья и материалов, на выплату зарплаты основным работникам
относятся в дебет счета 20 "Основное производство". На этом же счете
учитывается начисленная амортизация. Согласно пункту 24 Положения по бухгалтерскому
учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), амортизация начисляется
независимо от результатов деятельности организации и отражается в бухучете в
том отчетном периоде, к которому она относится. Общехозяйственные расходы сначала
учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", а затем списываются
в дебет счета 20 "Основное производство".
Пример
ООО "Прогресс" занимается производством электроприборов. В октябре
2002 года оно выручку не получало. Вместе с тем в этом месяце были произведены
следующие расходы. Израсходовано сырья для производства товаров на сумму 120
000 руб., начислена зарплата основным работникам в сумме 70 000 руб., начислена
зарплата работникам аппарата управления в сумме 15 000 руб. Кроме того, в этом
месяце начислена амортизация по оборудованию, предназначенному для производства
продукции, — 22 000 руб.
Бухгалтер ООО "Прогресс" должен сделать такие проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет "Сырье и материалы"
— 120 000 руб. — списаны материалы, израсходованные на производство товаров;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 70 000 руб. — начислена заработная плата основным работникам;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
— 22 000 руб. — начислена амортизация по оборудованию, предназначенному для
производства продукции;
в течение октября
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70
— 15 000 руб. — начислена заработная плата работникам аппарата управления;
в конце октября
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 26
— 15 000 руб. — списаны общехозяйственные расходы на затраты производства.
Вновь образованные организации в основном сначала имеют расходы на содержание аппарата управления, которые учитываются на счете 26. Но постепенно в таких организациях появляются и другие расходы. Например, они приобретают оборудование и с 1-го числа месяца после принятия его на учет начисляют амортизацию, набирают работников для установки этого оборудования и т. д. Учесть эти расходы сразу на счете 20 "Основное производство" организации не могут, так как на этом счете отражаются затраты по производству продукции. В данном же случае продукция не выпускается. Поэтому до начала производства все расходы (в том числе и общехозяйственные) целесообразно относить на счет 97 "Расходы будущих периодов", а затем, когда организация начнет выпускать продукцию, их можно будет списать в дебет счета 20.
Пример
ООО "Чудо" зарегистрировано в июле 2002 года как организация по производству
мебели. Фактически к производству продукции оно приступило в октябре. В августе
было приобретено деревообрабатывающее оборудование стоимостью 240 000 руб. (в
том числе НДС — 40 000 руб.), которое тогда же поставлено на учет. В этом же
месяце начислена зарплата работникам аппарата управления — 10 000 руб.
В сентябре произведены следующие расходы. Начислена амортизация по оборудованию
в сумме 3600 руб. Начислена зарплата работникам аппарата управления — 10 000
руб.
Бухгалтер ООО "Чудо" должен сделать такие проводки:
в августе 2002 года
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— 200 000 руб. (240 000 — 40 000) — оприходовано оборудование;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 40 000 руб. — учтен НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 240 000 руб. — оплачено оборудование;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
— 200 000 руб. — оборудование принято к учету в составе основных средств;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
— 40 000 руб. — принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70
— 10 000 руб. — начислена зарплата работникам аппарата управления;
в конце месяца
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26
— 10 000 руб. — списаны общехозяйственные расходы на расходы будущих периодов;
в сентябре
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 02
— 3600 руб. — начислена амортизация по деревообрабатывающему оборудованию;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70
— 10 000 руб. — начислена зарплата работникам аппарата управления;
в конце месяца
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26
— 10 000 руб. — списаны общехозяйственные расходы на расходы будущих периодов;
в октябре, когда ООО "Чудо" приступит к производству продукции
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97
— 23 600 руб. (10 000 + 3600 + 10 000) — списаны на затраты производства расходы,
ранее учтенные в расходах будущих периодов.
Так же нужно поступать и организациям, которые занимаются агентской, брокерской, дилерской и другой аналогичной деятельностью (кроме торговли). Эти организации имеют только общехозяйственные расходы, которые обычно списываются в дебет счета 90 "Продажи". Однако в нашем случае учесть общехозяйственные расходы на этом счете нельзя. В соответствии с инструкцией по применению Плана счетов в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж" относятся только те расходы, по которым на этом счете признана выручка. В данном же случае выручка у организации отсутствует. Поэтому мы предлагаем списать подобные расходы на счет 97 "Расходы будущих периодов", хотя эти расходы и не являются таковыми, а впоследствии, когда появится выручка от реализации, отнести их на субсчет 90-2 "Себестоимость продаж". А вот как списать эти расходы на затраты — сразу в полном объеме или постепенно в течение определенного времени — организации должны решить сами. Обычно такое распределение предусматривается учетной политикой организации. Если же это случилось в организации в первый раз, то расходы списываются на усмотрение бухгалтера.
Пример
ООО "Домик" оказывает агентские услуги по продаже квартир. В сентябре
2002 года оно выручки не имело, а в октябре получило выручку в сумме 50 000
руб. В сентябре начислена заработная плата работникам в сумме 40 000 руб.
Бухгалтер ООО "Домик" должен сделать следующие проводки:
в сентябре 2002 года
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70
— 40 000 руб. — начислена заработная плата работникам;
в конце сентября
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26
— 40 000 руб. — списаны общехозяйственные расходы в расходы будущих периодов;
в октябре 2002 года
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"
— 50 000 руб. — отражена выручка от оказания услуг;
ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 97
— 40 000 руб. — списаны на себестоимость затраты, ранее учтенные в расходах
будущих периодов.
Как учитываются расходы в целях налогообложения
И еще один вопрос сразу же встанет перед бухгалтером, если в отчетном периоде
есть расходы, но нет выручки от реализации. Как в этом случае отразить расходы
в налоговом учете и можно ли учесть их при исчислении прибыли за отчетный период?
Для ответа на этот вопрос обратимся к главе 25 "Налог на прибыль"
НК РФ. Напомним, что прибыль, с которой исчисляется налог, определяется как
разница между полученными доходами и произведенными расходами. Расходы же определяются
в зависимости от того, какой метод использует организация: метод начисления
или кассовый. Организации, работающие "по начислению", все расходы
делят на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). В нашем случае прямыми расходами
являются затраты на сырье, материалы, выплату зарплаты работникам, которые занимаются
производством продукции, начисление амортизации по оборудованию, на котором
изготавливается продукция. Общехозяйственные расходы считаются косвенными. Косвенные
расходы полностью уменьшают налоговую базу того отчетного периода, в котором
они совершены. Прямые расходы также включаются в затраты текущего отчетного
периода, за исключением тех из них, которые относятся к остаткам незавершенного
производства, готовой продукции на складе, отгруженной, но не реализованной
в отчетном периоде продукции. Такой порядок установлен статьей 318 НК РФ, и
в ней теперь нет увязки расходов с доходами. Почему теперь? Да потому, что такое
изменение внесено в эту статью в мае 2002 года Законом № 57-ФЗ. Первоначально
в статье 318 была другая формулировка. В ней указывалось, что расходы текущего
отчетного периода уменьшают доходы от производства и реализации этого отчетного
периода. То есть вставал вопрос: если нет дохода, можно ли учесть расходы в
этом периоде? Вполне возможно, что налоговики такие расходы сочли бы неправомерными.
Теперь же ничто не мешает организациям включать в налоговую базу все расходы
текущего периода при отсутствии выручки от реализации.
Что же касается организаций, применяющих кассовый метод, то они признают расходы
после их фактической оплаты. То есть расходы учитываются в целях налогообложения
в том отчетном периоде, в котором они фактически оплачены, независимо от того,
имеется ли в данном отчетном (налоговом) периоде выручка.
Можно ли вычесть НДС, если нет выручки?
Видимо, сомнения у бухгалтеров по поводу того, можно ли заявлять НДС к вычету
в налоговых декларациях при отсутствии выручки, связаны со статьей 173 НК РФ.
В ней говорится, что НДС, уплачиваемый в бюджет, определяется как разница между
исчисленной суммой налога и налоговыми вычетами. То есть на первый взгляд кажется,
что НДС предъявляется к вычету только тогда, когда имеется НДС, исчисленный
с выручки за реализованную продукцию. Однако это не так. Для того чтобы зачесть
НДС, нужно выполнить только условия, указанные в статье 172 НК РФ. То есть организация,
уплатившая НДС поставщику, должна иметь счет-фактуру, документы об уплате сумм
налога, а приобретенные товары должны быть оприходованы. Выполнив эти условия,
организация вправе заявить НДС к вычету, несмотря на то что она не осуществляла
реализацию. Что же касается положений статьи 173 НК РФ, то в ней указывается,
что сумма налоговых вычетов может превышать общую сумму исчисленного налога.
Поэтому в данном случае сумма налога с выручки будет равна нулю, и весь НДС,
поставленный к вычету, подлежит возврату.
Ольга НЕСТЕРКИНА
Материал предоставлен журналом "Расчет"
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
ФНС назвала признаки подмены трудовых отношений
ФНС напомнила о критериях подмены трудовых отношений с самозанятыми
Комментарии (0)
Оставить комментарий