На кого падет выбор
Торгинспекции проверяют фирмы и предпринимателей, которые продают товары для
населения и оказывают услуги общественного питания. Понятно, что таких фирм
много. Поэтому инспекторы проверяют только их часть. Для этого в инспекциях
составляется специальный план, который утверждает руководитель регионального
управления.
В плане, как правило, указывается тема проверки. Это могут быть правила применения
кассовых аппаратов, наличие сертификатов на товары, определенная сфера деятельности
(например, торговля ювелирными изделиями) и т. д. А вот конкретную фирму, которая
будет проверяться, определяет отделение инспекции. При этом инспекторы не смотрят
на "жирность" своей потенциальной "жертвы". Ревизоры с одинаковой
вероятностью могут посетить и крупный супермаркет, и небольшой лоток у вокзала.
Такие проверки называются плановыми. Они не могут проходить чаще одного раза
в два года. Но если при плановой проверке инспекторы найдут нарушение, то посетят
фирму еще раз. Их визит будет называться повторной проверкой. При повторных
проверках соблюдать двухлетний интервал торгинспекция не обязана.
По статистике, торговые инспекторы находят нарушения более чем у 90 процентов
фирм. А это значит, что повторное посещение грозит большинству организаций.
Еще одним поводом для прихода торгового инспектора может стать жалоба на торговца.
Например, покупателю не понравилось качество товара или грубый ответ продавца.
В этом случае проверка называется внеплановой.
Как инспекторы отовариваются
Торговая инспекция начинает свои проверки с контрольной закупки. Ревизоры под
видом покупателей приобретают несколько наименований товаров. Если на фирму
поступила жалоба, то инспекторы купят те продукты, которые не понравились покупателям.
Если же проходит плановая проверка, то контролер выбирает товары на свой вкус.
Некоторые бухгалтеры считают, что при контрольной закупке инспектор в первую
очередь проверяет порядок расчетов наличными: выдает ли продавец кассовый чек,
правильно ли он рассчитал сдачу и т. д. Ревизоры действительно обращают на это
внимание. Но проверка кассовой машины — это не главная их цель.
Торговые инспекторы проверяют качество товара и вежливость продавца. Например,
контролер посмотрит, срезал ли торговец обветренный край колбасы или сыра, правильно
ли он взвесил фрукты и т. д. Также ревизор обратит внимание на то, как одет
торговец, насколько вежливо он отвечает на вопросы покупателей и т. д. Естественно,
чтобы это проверить, инспектор попросит взвесить именно заветренную колбасу
или много разных фруктов.
Как нас заверили торговые инспекторы, продавцов они не провоцируют. "Мы
никогда не скажем продавцу: "Взвесьте вот этот заветренный кусок колбасы.
Да не срезайте край. Мне так больше нравится", — рассказывает Светлана,
работник одной из торгинспекций города Москвы. — Сами мы не заставляем торговцев
делать ошибки. А зачем? Нарушителей мы и без этого находим. Нарушения есть почти
у всех фирм".
Интересно, что о грубости продавцов инспекторы также делают пометку в акте.
И если инспекция не будет штрафовать за грубость, то уж точно сочтет ее как
отягчающий вину фактор. А значит, штраф за другое нарушение будет максимальным.
Ваши документы
Инспекторы объявляют о контрольной закупке и показывают свои служебные удостоверения
и распоряжение на проверку сразу после того, как продавец отдаст "покупателю"
товары, сдачу и кассовый чек.
Как правило, ревизоры ходят на проверки парами. После объявления о контрольной
закупке один инспектор остается с товаром, а второй отправляется к руководству
магазина.
Иногда инспекторы привлекают к проверкам милиционеров. "Работники силовых
ведомств нам очень помогают, — раскрывает секреты своей работы Светлана. — Например,
с торговцами у метро бороться без милиции просто невозможно. Ведь мы пальцем
их тронуть не можем. Инспектор имеет право только сделать замечание. Дескать,
здесь торговать нельзя. И все. А вот милиционер может не только пальцем тронуть,
но и товар конфисковать".
Распоряжение на проведение проверки ( образец ) должно быть подписано руководителем
территориальной Госторгинспекции или его заместителем. Кроме того, на этом документе
должна стоять печать региональной инспекции. Правда, определить, кто в действительности
подписывал распоряжение, довольно сложно. Например, у руководителя Московской
торговой инспекции более десяти заместителей. Естественно, знать их всех невозможно.
"Когда нас посещают торговые ревизоры, я всегда стараюсь делать копии документов,
с которыми они приходят. Это чтобы знать, кто конкретно нас проверял, — делится
своим опытом Иван Борисов, бухгалтер из Омска. — Да и сам инспектор будет в
курсе, что в случае чего мы без проблем его отыщем. А это несколько охлаждает
пыл инспекторов".
Впрочем, как заверили нас в самой инспекции, ревизоры не ошибаются при заполнении
распоряжений. "Производство" этих документов хорошо налажено. Поэтому
не ту подпись или неправильную печать обнаружить вряд ли удастся.
А теперь ваши...
Проверяют контролеры накладные, сертификаты на товары, информацию о продукции
на упаковке, сведения о продавце и изготовителе.
Накладным поставщиков инспекторы уделяют особое внимание. Ведь этот документ
подтверждает происхождение товара.
"Как ни странно, но у продавцов очень часто отсутствуют транспортные документы
на товар, — говорит Светлана. — На этом горят многие фирмы".
При проверке продавцов, которые торгуют с лотков вдали от магазина, часто выясняется,
что продавцы сами устанавливают цены. А этого делать нельзя. Продавать товары
нужно по ценам, которые указаны в накладной, выписанной магазином.
Отсутствие сертификата на товар или неправильно заверенный сертификат — тоже
довольно частое нарушение. Перечень товаров, которые нельзя продавать без сертификата,
довольно внушительный и приведен в постановлении Правительства РФ от 13 августа
1997 г. № 1013. В него попали продукты, детские игрушки, косметика, лекарства
и т. д.
Инспекторы проверяют копии сертификатов. Копия может быть заверена Госстандартом,
научным институтом, который проводил сертификацию продукции, нотариусом или
поставщиком.
Последний способ — самый распространенный. Однако нужно помнить, что заверить
копию сертификата может только тот поставщик, который произвел товар или привез
его из-за границы. То есть та организация, которой выдан сертификат. А вот фирмы,
которые перепродают товары, заверять сертификаты не могут.
Если копия заверена неправильно, то фирме, купившей товар у такого поставщика,
избежать штрафа не удастся.
Нарушений, связанных с указанием информации о товаре, тоже много. Какая информация
на каком товаре должна присутствовать, определяет Госстандарт. Например, на
упаковках пищевых продуктов должны быть указаны производитель, его адрес, срок
годности, состав продукта и т. д.
Если необходимых сведений на товарах не окажется, то инспекторы запретят их
продавать. Эту продукцию придется вернуть, а в торговую инспекцию представить
копии накладных на передачу товаров производителю. И конечно, не удастся избежать
штрафа.
Проверяют инспекторы и правильность оформления торгового зала. Не с точки зрения
дизайна, конечно. Условия просты: должны быть Правила торговли, книга жалоб
и предложений, а в торговом зале — контрольные весы.
В результате
После окончания проверки ревизоры составляют акт в двух экземплярах. Первый
остается фирме, а второй забирают инспекторы. Если есть нарушения, то они оформят
специальное определение о возбуждении административного расследования.
На основании акта и определения начальник территориальной торгинспекции определит
конкретную сумму штрафа. Ведь в Административном кодексе приведены только минимальная
и максимальная его величины.
За некоторые нарушения торговая инспекция штрафовать не может. В этом случае
она сообщит о нарушении в налоговую инспекцию, милицию и т. д. И разбираться
с нарушителями будут уже эти учреждения.
Чтобы определить сумму штрафа, у инспектора есть месяц. После этого руководителю
фирмы вручается копия постановления об административном нарушении. В течение
10 дней после этого фирма может обжаловать постановление в территориальной торгинспекции
или в суде. В противном случае в течение 30 дней нужно заплатить штраф.
Если в течение этого срока деньги не поступят в бюджет, то торговая инспекция
передаст дело службе судебных приставов. А уж работники этого ведомства смогут
получить с вас деньги.
Правда, к услугам судебных приставов торгинспекции обращаются очень редко. "Фирмы,
как правило, сами платят штрафы, — рассказывает Светлана. — Нарушитель понимает,
что его оштрафовали за дело".
Нарушение | Штраф с руководителя | Штраф с фирмы | Основание | Примечание |
Нарушение ветеринарных правил хранения и продажи продуктов животноводства | от 300 до 500 руб. | от 3000 до 5000 руб. | 10.8 | - |
Продажа товаров, не соответствующих стандартам (техническим условиям,
образцам по качеству и т. д.) | от 2000 до 3000 руб. | от 20 000 до 30 000 руб. | (часть первая) | - |
Продажа товаров с нарушением санитарных правил или без сертификата | от 4000 до 5000 руб. | от 40 000 до 50 000 руб. | 14.4 (часть первая) | Товар могут конфисковать |
Продажа товаров без сведений об изготовителе (продавце) или без применения
кассового аппарата | от 3000 до 4000 руб. | от 30 000 до 40 000 руб. | 14.5 | - |
Завышение или занижение регулируемых государством цен или установленных
надбавок к ценам | от 4000 до 5000 руб. | от 40 000 до 50 000 руб. | 14.6 | - |
Обман покупателей (обвешивание, обсчет и т. д.) | от 1000 до 2000 руб. | от 10 000 до 20 000 руб. | 14.7 | - |
Непредоставление покупателю информации о товаре, об изготовителе (продавце)
и о режиме работы | от 500 до 1000 руб. | от 5000 до 10 000 руб. | 14.8 (часть первая) | - |
Включение в договор условий, которые нарушают законные права потребителя
например, запрет на возврат некачественного товара) | от 1000 до 2000 руб. | от 10 000 до 20 000 руб. | 14.8 (часть вторая) | - |
Непредоставление покупателю льгот, установленных законом (например, ветеранам) | от 500 до 1000 руб. | от 5000 до 10 000 руб. | 14.8 (часть третья) | - |
Нарушение Правил продажи отдельных видов товаров. Правила есть в постановлении
Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 | от 1000 до 3000 руб. | от 10 000 до 30 000 руб. | 14.15 | - |
Нарушение правил продажи алкогольной продукции | от 3000 до 4000 руб. | от 30 000 до 40 000 руб. | 14.16 (часть третья) | Товар могут конфисковать |
Нарушение правил продажи, учета и хранения драгоценных металлов и камней | от 2000 до 3000 руб. | от 20 000 до 30 000 руб. | 19.14 | - |
Дмитрий Квитко
Материал предоставлен журналом "Расчет"
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (1)
Ирина
08.08.2014ОтветитьСкажите пожалуйста куда мне именно обратиться?я устроилась на работу в магазин продукты,с меня взяли необходимые документы для оформления,заставили зашить карманы на рабочей одежде,по товару обьяснили так:заветрила колбаска,протри водичкой с уксусом и на витрину"просрочкой тоже заставляли торговать,я отработала там всего 8дней,не выдержала натиска недовольных покупателей(а так же условий работы(в магазине нет даже элементарного санузла)),сообщила о том что я увольняюсь,а мне в ответ "пиши заявление о уходе и работай 2недели,потом ревизия и зарплату получишь,хотя документов о том что я оформлена я так и не получала,а так же вместо меня там работает уже другая девушка...я боюсь что эта новенькая допустит недостачу а меня заставят выплачивать!скажите как мне быть ведь деньги мне не отдают и даже не отвечают на тел.звонки
Оставить комментарий