Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер"
(№3, 2003)
Чаще всего справка об отсутствии долгов нужна предприятию для продления лицензии
или для представления в какой-либо госорган. Например, для участия фирмы в конкурсе
на выполнение работ, тендере и т. п. С обычной выпиской с лицевого счета все,
конечно, проще — иногда налоговики по просьбе бухгалтера просто дают распечатку.
Сложности возникают тогда, когда нужен официальный документ.
Как показывает практика, обычно бухгалтер фирмы обращается за справкой в налоговую
инспекцию в самый последний момент, когда времени на ожидание почти нет. Но
раздобыть эту драгоценную бумагу в короткий срок почти нереально. "Год
назад мы хотели реструктуризировать накопившиеся долги по налогам. Написали
письмо с просьбой выдать выписку с лицевого счета. После многократных походов
к инспектору получить ее удалось только спустя два с половиной месяца",
— поделилась впечатлениями Марина С., бухгалтер московской торговой фирмы.
Тернистый путь
В проволочках, бесспорно, в большинстве случаев виноваты служащие налоговой
инспекции. Достаточно проследить путь письменных запросов (в том числе и с просьбой
выдать справку), чтобы в этом убедиться.
Письма налогоплательщиков принимает секретариат, канцелярия или общий отдел.
В принципе это три названия одного и того же подразделения, просто в разных
инспекциях они называются по-разному. После получения письма секретарь ставит
на него штамп и указывает входящий номер документа. Канцелярия решает, в какой
из отделов направить письмо. "Письма, которые бухгалтеры передают лично
в руки инспектору, обычно обрабатываются быстрее. Но к рассмотрению послания,
полученного по почте, инспектор может приступить и через месяц, и через два.
Из-за текущей работы до них просто руки не доходят. Тем более по почте приходят
не только письма с запросами, но и отчетность, и куча других документов",
— отмечает Александра Ю., сотрудник одной из ИМНС на севере столицы.
Обычно через несколько дней после того, как письмо с просьбой о справке попадает
в отдел камеральных проверок, начальник отдела или его заместитель приказывает
инспектору, на территории которого расположена фирма — автор письма, проверить
все ли в порядке с начислением платежей. "С момента получения письма до
того, как с ним ознакомится инспектор, проходит в лучшем случае неделя",
— поясняет Елена К., инспектор камерального отдела ИМНС Восточного округа Москвы.
Дальше наступает самый затяжной этап. Занятость инспектора камерального отдела,
по словам самих налоговиков, можно сравнить только с занятостью президента страны
или какой-нибудь знаменитости. "Подобных писем у нас скапливается великое
множество. Если говорить честно, то, чтобы уложиться в десять дней для ответа
на одно письмо, придется все бросить и заниматься только им. А ведь к нам еще
приходят бухгалтеры, которым тоже нужно уделять время", — говорит Елена.
Она также отметила, что кроме фирм письма присылают еще и прокуратура, налоговая
полиция, судебные приставы и т. д. "На письма правоохранительных органов
мы обязаны отвечать в первую очередь. Причем зачастую нам приказывают выдать
ответ за три дня. Кроме того, нам надо еще успеть обработать запросы наших инспекторов
по выездным проверкам. И это несмотря на то что процедура проверки для всех
писем одинакова", — сообщила Елена.
Когда же инспектор ознакомится с запросом на получение справки об отсутствии
задолженности и проверит правильность начисления налогов, он должен поставить
на письме штамп "Камеральная проверка проведена. Налоги набиты в БД"
("БД" означает "база данных"). Из камерального отдела письмо
попадает в отдел отчетности. Здесь с ним работают инспекторы, которые переносят
информацию из платежек в базу данных. В одной из инспекций Москвы сотрудников
этого отдела отчетности называют "инспекторами-бухгалтерами". Псевдоколлеги
бухгалтеров проверяют, уплатила ли фирма все налоги, начисленные инспектором
камерального отдела.
На практике очень редко встречаются случаи, когда данные лицевого счета совпадают
с тем, что начисляет "камеральщик". На лицевом счете платежи отражаются
почти сразу, а отчетность, которую набирают в камеральном отделе, остается без
присмотра очень долго. В результате инспектор отдела отчетности не может понять,
за какой период у предприятия платежи. Ему приходится обращаться в камеральный
отдел за разъяснениями.
Не стоит обольщаться, что в камеральном отделе быстро ответят на все вопросы.
Начнется долгое разбирательство: что за платежи, являются ли они переплатой
или просто текущими выплатами... Инспекторы нередко в этих случаях звонят в
фирму или вызывают бухгалтера со всеми документами. Иногда бухгалтерам приходится
приносить документы, которые были сданы аж полгода назад. "Бухгалтеры очень
часто удивляются, почему возникает такая несогласованность. По их мнению, можно
отправить отчетность по почте, и все будет в порядке. На самом деле отчетность,
посланная в январе, дойдет до камерального отдела не раньше сентября. Вернее,
сами-то документы окажутся в кабинете инспектора через пару месяцев, но вот
в руки их инспектор возьмет нескоро. Если говорить о нашей инспекции, то обычно
инспектор даже не пытается разбирать те свалки бумаг, которыми заставлены углы
его кабинета", — пояснил Дмитрий И., сотрудник одной из инспекций Центрального
округа столицы.
Замысел у инспектора нехитрый — пока не спохватится налогоплательщик, ему не
надо беспокоиться.
Волокита с выяснением начисленных и уплаченных налогов, по словам Дмитрия, занимает
как минимум две недели. Иногда инспектору приходится просить налогоплательщика
отказаться от получения письма. Для этого он настаивает на том, чтобы бухгалтер
подал заявление с просьбой "оставить письмо без исполнения". "Это
происходит потому, что, пока письмо "болтается" в инспекции, проходят
отведенные на ответ десять дней", — заметил он. Если же расторопный инспектор
пойдет навстречу налогоплательщику, то вожделенную справку предприятие получит.
Короткий путь
Все наши собеседники из столичных инспекций сошлись во мнении, что процесс получения
справки можно существенно ускорить. "Для начала, например, самим бухгалтерам
нужно смотреть, когда заканчивается лицензия их предприятия и своевременно посылать
письмо с просьбой о справке. Короче говоря, нужно распланировать свою работу
с учетом того факта, что на получение справки уйдет минимум месяц", — посоветовала
Елена К.
После того как письмо приняли в инспекции, бухгалтер может на следующий же день
позвонить своему инспектору и записаться на прием. Пока письмо будет бродить
по кабинетам инспекции, бухгалтер сможет сверить все платежи с инспектором.
"Часто бывает так. Бухгалтер звонит и умоляет срочно провести сверку. А
у нас все приемные дни расписаны на пару недель вперед. Поэтому звонить и напоминать
о себе почаще — в интересах самого бухгалтера", — заметил Дмитрий И.
По его словам, также могут помочь хорошие отношения с инспектором. Он заметил,
что камеральные отделы не так обласканы вниманием налогоплательщиков, как отделы
выездных проверок и контроля ККМ. Поэтому "камеральщик" при желании
сам в состоянии обойти все кабинеты и выбить справку. "У инспектора, как
у любого человека, есть свои любимчики", — пояснил он.
Впрочем, как рассказала Марина С., нередко и подарки не помогают. "Мне
пришлось потратить два месяца, чтобы получить эту справку. Хотя ходили к инспектору
не раз и носили все, что полагается", — пояснила она. Заметим, что Марина
все же признала и свою вину в затягивании сроков. "Слишком много было путаницы
и у нас в учете", — сказала она.
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
ФНС назвала признаки подмены трудовых отношений
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий