Материал предоставлен журналом
"Расчет"
(№5, 2003)
Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе "Периодика"
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru
Благодаря умению Центробанка считать свои деньги все собственники автотранспорта могут вернуть значительную часть налога с владельцев транспортных средств, уплаченного после 10 апреля прошлого года.
Налог с владельцев транспортных средств — отдельная песня в налоговом законодательстве России. Регулировался он законом о дорожных фондах. За 11 лет существования закона поправки к нему принимались 20 раз. Не выдержав столь трепетного отношения законодателей, в 2003 году налог приказал долго жить. Но и умереть спокойно ему не дали.
На ринге тяжеловесы
В конце марта владеющий огромным автопарком Центральный банк вдруг обнаружил,
что указанные в законе о дорожных фондах ставки не менялись с момента его подписания,
то есть с 18 октября 1991 года. А ведь с тех пор случилась деноминация рубля,
вспомнили юристы банка. Следовательно, решили они, сумму налога, уплаченного
в 2002 году, необходимо уменьшить в 1000 раз. На деньги, перечисленные за предыдущие
годы, Центробанк не претендует по одной простой причине — Конституционный Суд
лишил региональные власти возможности устанавливать свои ставки налога только
в апреле 2002 года (см. определения от 10 апреля 2002 г. № 104-О и 107-О). До
этого на неденоминированные ставки в законе о дорожных фондах никто не обращал
внимания. Ведь, вводя у себя налог, регионы на них могли и не смотреть — ставки
устанавливались "с потолка".
Обнаружив столь широкие возможности, главный банк страны порекомендовал всем
своим подразделениям обратиться в налоговые инспекции с заявлением о возврате
излишне уплаченных сумм многострадального налога с владельцев транспортных средств.
Свои выводы и рекомендации он изложил в письме от 24 марта 2003 г. № 42-Т.
Деньги считать Центробанк, безусловно, умеет, и в логике ему не откажешь. Правительственное
постановление, по которому проводилась деноминация, было принято еще в сентябре
1997 года. Там кроме прочего говорилось: "Все платежи по налогам, сборам,
пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам пересчитываются исходя
из нового масштаба цен". Но депутаты, увлеченно принимавшие многочисленные
поправки к закону о дорожных фондах, как-то упустили из виду столь существенный
момент.
Центробанк в силу своего статуса может спорить с налоговиками на равных. Но
многие бухгалтеры, как видно из нашего мини-опроса, слишком дорожат добрыми
отношениями с налоговыми инспекторами, чтобы требовать возврата излишне уплаченных
сумм. Да и не верят они, что государство будет исправлять оплошность народных
избранников и вернет миллионы рублей, которые уже нашли свое применение.
Чья лошадиная сила дороже
Находка Центробанка — последний куплет в старой песне о многострадальном налоге.
Закон о дорожных фондах еще в момент своего рождения дал регионам право увеличивать
ставки налога. В провинции это восприняли как команду к действию и взялись наперегонки
повышать ставки. Например, в Санкт-Петербурге за каких-то три года (1998-2000)
ставка налога возросла почти в 20 раз.
В результате петербургские владельцы машин мощностью до 100 лошадиных сил должны
были платить за каждую 9 рублей 6 копеек, от 100 до 150 лошадиных сил — 16 рублей
6 копеек, свыше 150 лошадиных сил — 37 рублей 34 копейки. Нестандартное мышление
подсказало питерским законодателям не просто повысить ставки, но и ввести дополнительный,
не предусмотренный федеральным законодательством, уровень их шкалы — для автомобилей
мощностью свыше 150 лошадиных сил.
Аналогичная ситуация наблюдалась абсолютно во всех регионах. Жителя города Пскова
Александра Борисова она возмутила настолько, что он подал жалобу в Конституционный
Суд. Судьи признали предусмотренное законом о дорожных фондах право региональных
властей повышать ставки налога противоречащим Конституции. Начиная с 10 апреля
2002 года — даты, когда было вынесено это решение суда, — налог нужно было платить
по ставкам, указанным в федеральном законе.
Налоговики против автовладельцев
Но и после 10 апреля многие фирмы и граждане, видимо, по инерции, продолжали
платить налог по региональным ставкам. Излишне уплаченным налоговики на местах
его не считали и о переплате налогоплательщиков не уведомляли. Ждали официального
указания МНС взимать налог без региональных "надбавок". Письмо налогового
ведомства с таким указанием появилось только 16 октября за номером 21-4-6/132-АИ336,
когда налог за 2002 год был уже в основном собран.
Конечно, недовольные теперь могут написать в налоговые инспекции заявления с
требованием вернуть переплаченные суммы. Но рискнувших отстаивать свои права
по традиции окажется намного меньше тех, кто не будет связываться с налоговиками.
И еще не факт, что инспекции согласятся переплату вернуть. Например, столичное
управление МНС в декабре прошлого года разослало по инспекциям письмо, в котором
указало, что оснований для возврата сумм налога с владельцев транспортных средств,
уплаченных по московским ставкам, нет. А всем несогласным порекомендовало обращаться
в суд (см. письмо УМНС по Москве от 19 декабря 2002 г. № 23-06/5/62353).
Бухгалтеры в неведении |
Можно ожидать, что те, кто в прошлом году потратил на
налог с владельцев транспортных средств немалые суммы, захотят его вернуть.
Однако бухгалтеры автотранспортных предприятий отнеслись к приятной вроде
бы новости без энтузиазма.
Ирина Александрова, главный бухгалтер автобазы столичного строительного
треста: Нина Петрова, бухгалтер московского автокомбината: Оксана Васильева, бухгалтер автотранспортной колонны из Уфы: Валерия Ларионова, главный бухгалтер саратовской транспортной компании: |
Налоговики тоже |
Налоговики на местах пока находятся в блаженном неведении
по поводу письма Центробанка. А ведь оно может существенно сказаться на
результатах их работы. Мы обзвонили 15 региональных управлений МНС, и в
каждом нам сказали, что письма Центробанка они в глаза не видели, а банкиры
заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога пока не подавали. Единодушны налоговики и в стремлении четко следовать указаниям своего министерства по данному вопросу. По крайней мере, без его разъяснений они не собираются возвращать деньги ни подразделениям Центробанка, ни фирмам и предпринимателям, которые решатся последовать примеру банкиров. В самом же МНС нам сообщили, что никакого разъясняющего письма по поводу требований Центробанка они не готовят. Но если налог на владельцев транспортных средств за 2002 год перечислялся после 10 апреля, то и Центробанк, и другие организации вправе подать в налоговые инспекции соответствующие заявления о возврате излишне уплаченных сумм. И инспекции должны будут произвести перерасчет. |
Верните ваши денежки
Между тем деньги вернуть вполне реально. Причем не только региональные "надбавки",
но и суммы, рассчитанные без учета деноминации.
Если ваш инспектор согласен вернуть налог, то достаточно сдать в налоговую инспекцию
уточненную декларацию за 2002 год и написать заявление о возврате излишне уплаченных
сумм.
Заявление на возврат излишне
заплаченного налога на владельцев транспорта |
Руководителю инспекции МНС России ЗАЯВЛЕНИЕ ООО "Пассив" (ИНН 7802047318, КПП 780201001) 20 июня 2002 года
уплатило налог на владельцев транспортных средств за 2002 год в сумме
120 450 рублей (платежное поручение № 20 от 20 июня 2002 г.). Эту сумму
налога организация рассчитала ошибочно.
Уточненная декларация по налогу на владельцев транспортных средств за 2002 год прилагается. Генеральный директор ООО "Пассив" Петров
/И.И.
Петров./ |
Лучше составить заявление в двух экземплярах, один из которых отдать налоговикам,
а на втором поставить штамп канцелярии инспекции — в подтверждение того, что
оно принято. Такой "упрощенный" вариант обещают в управлениях МНС
по Мордовии, Башкортостану, Волгоградской области и еще ряда регионов.
Впрочем, добровольно расставаться с налогом на владельцев транспортных средств
захотят далеко не все налоговики. В этом случае свои права, как советуют москвичи,
действительно придется отстаивать в арбитражном суде.
Кроме того, не стоит забывать о том, что уменьшение налога с владельцев транспортных
средств означает увеличение налога на прибыль. За прошлый год его придется пересчитать.
Но в любом случае фирмы, особенно владеющие большим автопарком, останутся в
выигрыше.
Покой нам только снится
Налог с владельцев транспортных средств после принятия сумел просуществовать
без судебных разбирательств несколько лет. А вот транспортный налог, который
пришел ему на смену, был оспорен сразу же. Сделал это Владислав Кшинин из Тверской
области, который не захотел платить налог по установленным областными властями
ставкам. Они втрое больше указанных в Налоговом кодексе. Последний, как известно,
позволяет регионам повышать их, но не больше чем в 5 раз. Понятно, что почти
во всех регионах ставки были существенно увеличены. Тверской же автолюбитель
посчитал это незаконным и настаивал на том, что в этом году платить транспортный
налог нужно по тем ставкам, которые приведены в главе 28 кодекса.
В конце января Тверской областной суд полностью удовлетворил иск своего земляка.
Рассуждали судьи так. Статья 361 Налогового кодекса, дающая регионам право увеличивать
ставку транспортного налога, вступила в силу 1 января 2003 года. Поэтому, сделали
вывод судьи, региональные власти могли принимать и публиковать свои законы о
транспортном налоге только после этой даты. Очевидно, что в этом случае они
вступили бы в силу лишь с 1 января 2004 года. И автовладельцы ездили бы весь
год по дорогам совершенно бесплатно.
Власти Тверской области собираются отстаивать свой закон в Верховном Суде, который
скорее всего встанет на их сторону. По мнению начальника юридического отдела
консалтинговой фирмы "Ваш персональный консультант" Александра Малышева,
Тверской областной суд, приняв решение в пользу автолюбителя, несколько погорячился:
"Текст главы 28 кодекса приведен в пункте 30 статьи 1 Закона от 24 июля
2002 г. № 110-ФЗ. Этот пункт вступил в силу 31 августа прошлого года. Поэтому
у региональных законодателей были все правовые основания принимать свои законы
о транспортном налоге. Сама же глава в силу статьи 5 Налогового кодекса начала
действовать 1 января этого года — с нового налогового периода, то есть года".
Инна Седова,
эксперт журнала "Расчет"