Отдельные вопросы налогообложения кредитных организаций

Отдельные вопросы налогообложения кредитных организаций

25.06.2003   |   0Оставить комментарий

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов
ЗАО «Интерком-Аудит»

Согласно пункту 1 статьи 252 главы 25 НК РФ, начиная с 1 января 2002 года, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Произведенные расходы банка для уменьшения налогооблагаемой прибыли должны быть признаны обоснованными, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение прибыли. В целях главы 25 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные расходы, обусловленные целями получения дохода, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота банка. В частности, к документам, которые являются подтверждением экономической обоснованности расходов, произведенных для осуществления банковских операций и сделок, относятся утвержденные в установленном порядке учетная политика для целей налогообложения, кредитная, маркетинговая, тарифная, кадровая, ценовая политика банка.

В Налоговом кодексе РФ точно не указано, что стоит понимать под «документально подтвержденными расходами». Таким образом в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами. На их основании ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, приведенные в пункте 2 вышеуказанной статьи.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 835 «О первичных учетных документах» функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий возложены на Госкомстат РФ. Содержание и состав форм Госкомстат РФ согласовывает с Минфином РФ и Минэкономики РФ.

Согласно Положению от 5 декабря 2002 года №205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденному Указанием ЦБ РФ от 5 декабря 2002 года № 1216-У, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ типовые формы первичных учетных документов, утверждаются руководителем кредитной организации.

Следовательно, расходы банков признаются документально подтвержденными в том случае, если они подтверждены первичными документами, предусмотренными альбомами унифицированных форм первичной учетной документации Госкомстата РФ и формами первичных учетных документов, утвержденных руководителем кредитной организации в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ.

Принимаются для целей налогообложения прибыли расходы банков, соответствующие изложенным требованиям в соответствии с действующей главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 273 НК РФ банки с 1 января 2002 года не имеют права на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений статей 318-320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают, исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода).

Расходы на консультационные, информационные, маркетинговые и аудиторские услуги

В соответствии со статьей 264 НК РФ, начиная с 1 января 2002 года, расходы на оплату юридических, информационных, консультационных, аудиторских и иных аналогичных услуг; услуг информационных систем (СВИФТ, Интернет и др.) относятся к расходам, уменьшающим доходы плательщика для определения налогооблагаемой прибыли без ограничений, при условии их соответствия требованиям статьи 252 НК РФ.

Если необходимость проведения аудиторской проверки непосредственно вытекает из учредительных документов банка и связана с его основной деятельностью, то только в этом случае затраты банка на аудит бухгалтерской отчетности, составленной исходя из требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), для представления иностранным акционерам, иностранным инвесторам и кредитным организациям будут обоснованными и будут признаны в составе затрат при определении налогооблагаемой прибыли банка,.

В зависимости от содержания заключенного договора могут быть отнесены на затраты банка в целях налогообложения прибыли расходы, понесенные банком по договору с фирмой на привлечение последней клиентов (как физических, так и юридических лиц) на расчетно-кассовое обслуживание. Такие расходы относятся к затратам банка, связанным с реализацией банковских услуг, и эти затраты могут относиться к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль (в статью «информационные расходы») согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Расходы на подготовку кадров

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ банк, имеющий лицензию на проведение валютных операций, имеет право включить в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затраты на обучение сотрудников, состоящих в штате банка, иностранным языкам, а также на обучение одного из руководителей банка маркетингу, в том случае, если они соответствуют требованиям подпунктов 1-3 пункта 3 статьи 264 НК РФ и не являются расходами, связанными с оплатой обучения данных работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Такие расходы для целей налогообложения прибыли рассматриваются как расходы налогоплательщика, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров на договорной основе с образовательными учреждениями.

Данные расходы будут уменьшать налогооблагаемую прибыль банка при условии их документального подтверждения первичными документами, приведенными выше, при наличии у банка указанных договоров, актов сдачи-приемки работ (услуг), предусмотренных этими договорами, а также при наличии аккредитации (лицензии) у российского образовательного учреждения на право ведения образовательного процесса или соответствующего статуса у иностранного образовательного учреждения.

Расходы на перевод документов

Расходы по переводу и апостилю с иностранного языка первичных документов, являющихся деловой документацией банка, связанной с реализацией банковских услуг и иных сделок, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, банкам разрешено относить на затраты в целях уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли при условии их соответствия требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ (подпункт 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ).

Расходы, связанные с организацией филиалов до момента регистрации их Банком России

Действующей редакцией Налогового кодекса РФ не предусмотрено ограничений при отнесении расходов, осуществленных банком до момента регистрации филиала, к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К основным видам расходов, связанных с организацией филиалов, можно отнести:

расходы по аренде помещений для вновь открываемого филиала;

затраты на ремонтные работы в помещении нового филиала;

эксплутационные расходы по содержанию зданий (помещений) нового филиала;

затраты на оплату труда сотрудников, принятых в штат банка;

командировочные расходы, связанные с банковской деятельностью;

расходы на подготовку документов на объекты недвижимости для регистрации договора аренды;

расходы, связанные с изготовлением печати, заверением образцов подписей руководителя и главного бухгалтера;

затраты, связанные с внесением изменений и дополнений в устав кредитной организации;

прочие эксплутационные расходы по содержанию арендованных зданий.

Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся (статья 331 главы 25 НК РФ).

Исходя из вышеизложенного, независимо от даты внесения Банком России записи о филиале в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера, расходы, связанные с организацией филиалов, признаются для целей налогообложения в порядке, изложенном выше.

Редакция сайта Бухгалтерия.ру Источник материала
5493 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.