Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№8, 2003)
Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе "Периодика" или
непосредственно на сайте журнала www.mosbuh.ru
По сути дела
Номер государственной регистрации фактически изменился у всех фирм, прошедших перерегистрацию. На печатях раньше указывался номер регистрационного свидетельства, выданного Московской регистрационной палатой (МРП). А при перерегистрации этот номер налоговики заменили на «основной государственный регистрационный номер», под которым фирма внесена в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юрлиц). В частности, этот номер записан в свидетельстве о внесении записи в ЕГРЮЛ о юрлице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года. Такие свидетельства выдали всем фирмам, подавшим сведения о себе. Старые же эмэрпэшные свидетельства недействительны, так как палата уже не является регистрирующим органом.
Получается, что на печатях московских фирм красуется недействительный реквизит – номер свидетельства МРП. Так что же, печати недействительны?
Спешим успокоить читателей – нет, действительны. Поясним.
Печать в первую очередь необходима самой фирме, чтобы заверять свои документы. Это вопрос собственной безопасности. Различных контролеров – налоговиков, служащих банка, таможенников и т. д. по большому счету это не касается. «Мы считаем, что фирмам, подавшим сведения о себе в прошлом году и внесенным в Единый госреестр, менять печати не нужно. Ведь они не проходили регистрацию заново, а лишь подтверждали свое существование», – прокомментировала ситуацию Татьяна Матвеева, ведущий специалист пресс-службы УМНС по г. Москве.
Никто не вправе потребовать от фирмы менять печать. Любые происки в этом направлении – обыкновенная афера. Так, недавно в прессе стали мелькать рекламные объявления угрожающего характера. В них говорилось о том, что «каждая организация обязательно должна... заказать новую печать». Поводом для подобной рекламной кампании изготовителей печатей послужило то, что с 1 июля должен был вступить в силу новый ГОСТ по печатям (в последних числах июля Госстандарт перенес дату вступления в силу этого документа на 1 января будущего года). Производители печатей уверяли, что, согласно этому документу, всем фирмам придется в обязательном порядке обзаводиться печатями нового образца. Анна Н., менеджер одной столичной фирмы – изготовителя печатей, прокомментировала ситуацию следующим образом: «Этот документ (имеется в виду новый ГОСТ. – Прим. ред.) уже готов. Правда, мы его сами не видели. Уверяю, печати фирмам придется менять обязательно. Чтобы не суетиться в начале следующего года, лучше всего уже сейчас заказать новую печать». Между делом она заметила, что новая печать обойдется фирме минимум в тысячу рублей.
Однако на поверку оказалось, что речь идет только о печатях с государственным гербом, которые используют госучреждения и нотариусы. «Мы не ведем никакой работы по созданию ГОСТа по печатям коммерческих организаций. Разговоры о том, что с Нового года начнется массовая замена печатей всех фирм, недостоверны. Они выгодны самим изготовителям печатей, которые стараются таким образом расширить свою клиентскую базу. Новый ГОСТ касается только гербовых печатей», – заверили нас в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР).
Таким образом, очевидно, что специалисты Госстандарта и МПТР не собираются ничего менять в «печатном деле». К тому же, если они и замыслят какие-нибудь новшества, все изменения будут касаться только самих производителей печатей, а уж никак не «потребителей». Другими словами, даже если выпустят новый ГОСТ по печатям коммерческих фирм, то печати, не соответствующие новым правилам, менять не придется.
А кому это надо?
Теперь вернемся к вопросу о замене печатей. Действительно, никто не вправе обязать предприятие менять печать, но сделать это все же стоит в интересах самой фирмы. Поясним на простом примере. Предположим, в вашем офисе поменялся телефонный номер. Станете ли вы менять визитные карточки сотрудников? Ведь никакие контролеры не накажут вас за то, что на них указан недействительный телефонный номер. Но нужны ли вам такие визитки в принципе?
Абсолютно так же обстоит дело и с печатями. Печатью фирмы сотрудники заверяют собственные документы в целях защиты от подделки и для удостоверения их подлинности. В принципе фирма может работать и без печати, отчетность (и другие бумаги) можно заверять только подписями директора и главбуха. Но в этом случае велика вероятность того, что подписи просто подделают. А вот подделать печать сложнее (подробно эту тему мы рассматривали в майском номере нашего журнала).
Итак, руководство фирмы вправе решить самостоятельно – менять печать со старым номером регистрации на новую с номером записи в ЕГРЮЛ или нет. Если же решение будет принято в пользу замены печати, то в этом случае самое главное – не переплатить.
Изготовление новой печати в Москве стоит в среднем 300 рублей (без регистрации ее в реестре печатей) и 1000 рублей (с регистрацией).
Законная минимизация
Изначально законность регистрации печатей была сомнительна. Летом 1998 года мэр Москвы выпустил распоряжение № 843-РМ «О создании в Московской регистрационной палате Городского реестра печатей». В этом документе Юрий Лужков обязал все московские фирмы регистрировать свои печати в специальном реестре.
При МРП создали специальный центр по ведению городского реестра печатей, разработали положение о нем, утвердили размер госпошлины (сейчас он составляет ни много ни мало 693 рубля), выделили помещения, приняли на работу новых сотрудников.
Однако некоторые предприниматели не желали платить за инициативы мэра. Ведь в федеральном законодательстве нет требований об обязательной регистрации печатей в каких-либо реестрах (собственно, и нигде, кроме Москвы, никакой регистрации печатей не существует). Тогда на помощь мэру, как всегда, пришли налоговики, таможенники и другие службы. Предпринимателей фактически вынудили регистрировать собственные печати, да еще и платить за это.
Схема была достаточно простая. При первичной регистрации фирмы бизнесмен получал свидетельство о регистрации в МРП и заверенное заявление с эскизом печати. Без этих двух документов невозможно было получить свидетельство о постановке на налоговый учет в инспекции. Поэтому большинство московских фирм послушно платили деньги за незаконную регистрацию печатей.
Почти пять лет сотрудники МРП таким образом «зарабатывали легкие деньги». Ситуация изменилась только с введением в действие нового закона о госрегистрации.
Налоговики, которые занялись регистрацией фирм, решили не связываться с печатями. В частности, столичное Управление МНС разослало в инспекции письмо с грифом «ДСП» («Для служебного пользования»), в котором говорилось о том, что в налоговом законодательстве не рассматривается вопрос о печатях. Поэтому и налоговиков он не волнует. Тем более что налоговая служба находится в федеральном подчинении и ей мэр города – не указ. С тех пор налоговики вообще перестали обращать внимание на регистрацию печатей. Во всех московских инспекциях, которые обзвонили наши корреспонденты, заявили, что регистрация – не обязательна.
Теперь, зарегистрировав фирму в ИМНС, предприниматель сразу получает три документа: два свидетельства (о госрегистрации и о постановке на налоговый учет) и выписку из ЕГРЮЛ. А заявление (с эскизами печатей) налоговики просят приносить вместе с первой отчетностью. При этом важно помнить, что это не требование, а всего лишь просьба. И нужны эти образцы налоговикам только для ознакомления, а не для контроля за деятельностью фирмы.
Того же мнения придерживаются и сотрудники добросовестных московских фирм, изготавливающих печати. В своих прейскурантах они объявляют две цены: изготовление печати с регистрацией и без. В этих фирмах нам однозначно заявили, что регистрация печати в реестре не обязательна. Однако в фирмах-изготовителях не могут внятно ответить на вопрос, зачем в таком случае предпринимателям переплачивать за нелепую регистрацию печатей. Они ссылаются лишь на то, что регистрация, так сказать, атавизм прошлого и распоряжение мэра никто не отменял. Поэтому «колхоз – дело добровольное»: можно регистрировать печать в реестре, а можно и обойтись.
Некоторые, особо осторожные, бизнесмены все же платят за регистрацию печати в реестре. Ведь сотрудники МРП продолжают запугивать граждан какими-то мистическими последствиями невнесения печати в реестр. Неудивительно – каждый доверчивый предприниматель платит непосредственно в МРП 693 рубля.
Например, в филиале № 5 МРП нам сообщили о том, что распоряжение мэра № 843-РМ, в котором содержится требование о регистрации печати, никто не отменял, и поэтому его невыполнение влечет за собой ответственность за нарушение столичного законодательства. Обращаем внимание сотрудников этого филиала на пункт 2.2 данного распоряжения. В нем сказано: «Порядок изготовления... печатей и штампов действует на территории г. Москвы в отношении... всех юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей... зарегистрированных Московской регистрационной палатой...» Но, к сожалению, после перерегистрации в Москве не осталось фирм, зарегистрированных в МРП. В связи с этим хоть распоряжение и действительно, но на юрлиц оно не распространяется.
В отделе регистрации самой палаты сотрудники менее категоричны, но и у них есть собственные «угрозы» для тех, кто не желает регистрировать печать. Вот что рассказала нам одна из сотрудниц отдела: «Мы не отслеживаем, внесена печать фирмы в реестр печатей или нет. Внесение в реестр носит лишь рекомендательный характер. Сейчас вы вполне можете заказать себе печать без внешнего ободка, на котором указан номер в реестре, и не тратить 690 рублей (госпошлина. – Прим. ред.) за внесение в реестр. Однако если хотите работать полноценно и серьезно – советую зарегистрироваться. Насколько я знаю, сейчас в налоговых инспекциях, банках (например, при получении кредита) или на таможне обращают на это внимание». Но и эта «страшилка» оказалась неправдоподобной. Как мы уже писали, налоговики считают регистрацию печатей делом добровольным, а во всех банках, в которые обратились наши корреспонденты, нам ответили, что при работе с клиентом они не обращают внимания на наличие ободка. Так же обстоит дело и на таможне.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Наталья Шумилина, начальник отдела сопровождения клиентов АКБ «Национальный Залоговый Банк» (ОАО):
При работе с клиентами мы обращаем внимание на наличие самой печати. В этом вопросе мы, в частности, основываемся на положениях Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». В нем сказано, что общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение общества. Нигде в федеральном законодательстве нет указаний, что печать должна быть зарегистрирована в каких-либо реестрах. Поэтому наши специалисты не смотрят на то, зарегистрирована печать фирмы в московском реестре печатей или нет.
МНЕНИЕ ПРАКТИКОВ
Вера Купцова, главный бухгалтер торговой компании:
- Бухгалтера столько работы, что обращать внимание на то, какой там регистрационный номер, просто нет времени. Главное, чтобы в принципе была печать.
Надежда Семенова, главный бухгалтер ООО «Премиум»:
- Я считаю, что достоверность печатей и регистрационные номера должны проверять ответственные лица – те, кто непосредственно работает с поставщиками или покупателями. Это уже не наша работа.
Елена Обухова, бухгалтер ЗАО «Адора»:- Естественно, я проверяю все документы на наличие реквизитов. Что касается печатей, то здесь главное, чтобы совпадало название фирмы. Больше я ни на что не обращаю внимания.
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий