Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер"
(№9, 2003)
Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе "Периодика" или
непосредственно на сайте журнала
www.mosbuh.ru
Причины ликвидации могут быть разными — от накопившихся обязательств до простого желания начать бизнес с нуля. В нашем случае это очень большая кредиторская задолженность. Избавиться от фирмы с долгами непросто. Официальный путь ликвидации* тут не подходит. Ведь прежде, чем ликвидироваться, придется рассчитаться со всеми кредиторами: покупателями, заказчиками и, главное, с бюджетом.
Можно, конечно, и просто бросить фирму. Но за несдаваемые балансы и уклонение от уплаты налогов учредители и руководители юридического лица несут уголовную ответственность по статье 199 Уголовного кодекса.
Поэтому способ нужен, так сказать, альтернативный. Как оказалось, великое множество фирм предлагает "ликвидацию предприятий с любыми долгами быстро, безопасно и конфиденциально".
Наша ситуация оказалась не самой простой. Предложили нам всего два варианта. Итак... Вариант первый — реорганизация путем слияния
Схема исчезновения в этом случае такова: проводится реорганизация фирмы путем слияния с другим ООО. В результате образуется новая организация, желательно в другом регионе. Она "вхолостую" существует еще какое-то время и затем тихо исчезает. Все права и обязательства ликвидируемого предприятия при присоединении переходят к новой фирме. Слияние считается официально завершившимся с момента внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. По завершении присоединения директор ликвидируемой фирмы автоматически прекращает свои полномочия, передавая по акту приемки-передачи документацию руководителю нового ООО-правопреемника.
Мнение эксперта
|
Анна Кондрашова, юрист:
- Законно избавиться от долгов можно только одним способом — заплатить их. Но если по определенным обстоятельствам это вам не подходит, первый вариант более приемлем. Второй уж очень сложный и слишком откровенный. Процедура выделения весьма формальна, и соответствующие действия при желании намного легче квалифицировать по статье 199 Уголовного кодекса. Можно сменить учредителей, руководителя предприятия и главного бухгалтера. Замена учредителей производится путем заключения договора купли-продажи (дарения) доли в уставном капитале между старым и новым учредителем. После заключения договора вносятся необходимые изменения в учредительные документы. Как правило, это занимает от одной до двух недель. И учтите, что новые учредители и руководство должны быть "живыми" людьми. То есть это должен быть вменяемый человек, который в случае чего подтвердит, что он действительно купил вашу фирму. Минус тут в том, что при этом само предприятие остается существовать, то есть от долгов вы так и не избавились. Поэтому после смены учредителей придется продолжать
|
Надо сказать, что процедура эта занимает несколько месяцев и требует немалых средств. Правда, сумма в несколько тысяч долларов меркнет перед нашим долгом в три миллиона рублей.
Прайс-лист по ликвидации фирм
Услуга | Цена, у. е. | Комментарий |
Замена учредителей, директора и главного бухгалтера | от 500 | без госпошлины |
Реорганизация путем слияния с компанией в другом регионе | от 1000 | без стоимости новой фирмы и госпошлины |
Полная ликвидация с исключением из ЕГРЮЛ | от 600 | зависит от состояния бухгалтерии | Покупка фирмы физическим лицом — гражданином РФ | от 950 | за 1 день | Покупка фирмы российским юридическим лицом | от 950 | за 1 день | Ликвидация через банкротство | от 3000 | зависит от состояния дел фирмы | Покупка фирмы иностранной оффшорной компанией | от 2000 | за 1 день |
В нашем случае реорганизация обойдется примерно в 10 тысяч долларов. 2650 долларов стоит собственно процедура (2200 долл. — реорганизация, 450 долл. — стоимость нового ООО) в той фирме-"помощнице", куда мы обратились. Также "помощнице" придется заплатить процент от долга: 10 процентов — от задолженности в бюджет, 5 процентов — от долгов поставщикам и подрядчикам. Например, у нашей фирмы есть долги как перед бюджетом, так и перед заказчиками. Будем считать, что мы договорились с фирмой, занимающейся нашими делами, на 7,5 процента:
(3 000 000 руб. # 7,5%/ 30,5 руб./долл.) + 2650 долл. = = 10 027 долл.
Правда, эта сумма может и увеличиться. Если суммарная стоимость активов фирмы (валюта баланса) более 20 миллионов рублей, то стоимость "исчезновения" скорее всего возрастет на 1-1,5 тысячи долларов. Именно столько стоит процедура получения согласия на реорганизацию в антимонопольном комитете. Если кому-то вдруг и удастся провести реорганизацию, минуя этот комитет, то процедура может быть признана в суде недействительной, и все вернется на круги своя.
Если же валюта баланса не намного больше пресловутых 20 миллионов рублей, то специалисты рекомендуют "подчистить" баланс. Так можно избежать встречи с антимонопольным комитетом. Обычно туда нужно представлять такое количество различных справок и документов, что лучше согласиться на "чистку". Любого бухгалтера подробно проконсультируют, как это сделать, за "смешную" сумму в 100-200 условных единиц.
Если же руководство фирмы, стремящейся исчезнуть, желает не иметь к ней никакого отношения как можно скорее, то фирма-"помощница" сменит руководство на свое и даже уведомит налоговую инспекцию о том, что на предприятии теперь другой директор. Все это удовольствие обойдется еще в 500-600 долларов.
Итак, все предварительные вопросы решены, форма "исчезновения" известна, суммы оговорены. Теперь бухгалтер исчезающей фирмы должен провести в ИМНС сверку платежей в бюджет. Как правило, в фирмах-"помощницах" эту процедуру на себя не берут, так как считают, что бухгалтеру, знающему, откуда взялись цифры в платежках, сделать это проще. Этот акт затем будет передан фирме-правопреемнику.
Приходилось ли вам ликвидировать фирму?
|
Николай, коммерческий директор торговой компании: Ольга Павловская, бухгалтер: Василий, юрист строительного холдинга: Олег Антонов, директор коммерческой компании: Андрей, бухгалтер: |
Также до подачи документов в регистрирующий орган необходимо опубликовать объявление о присоединении в печати и два месяца ожидать появления возможных кредиторов с претензиями. Еще о процедуре реорганизации нужно уведомить налоговую инспекцию, в которой фирма состоит на учете. ИМНС принимает решение либо о проведении проверки, либо об отсутствии необходимости в ней, после чего ставит отметку на "объединительный" баланс компании, к которой производится присоединение. Объединительный баланс должен быть представлен в регистрирующий орган вместе с остальными документами.
В фирме-"помощнице" успокоили, что, естественно, налоговой проверки не будет. "За ту сумму, что вы нам платите, мы решаем эти вопросы", — разъяснили нам. Вариант второй — банкротство
В качестве второго варианта ликвидации в фирме-"помощнице" нам предложили провести реорганизацию путем выделения. Вновь образованному предприятию передается все ликвидное имущество, а в старой фирме начинается процедура банкротства. Дело это долгое, займет несколько месяцев. Стоимость — от трех тысяч долларов в зависимости от сложности. Правда, за эти деньги обещают, что суд назначит "своего" человека арбитражным управляющим ликвидируемой фирмы.
Все эти суммы — предварительные. Юридические фирмы, занимающиеся ликвидацией предприятий, просят представить учредительные документы и баланс за последний отчетный период с расшифровкой кредиторской задолженности. Только после того, как все эти бумаги изучат юристы и бухгалтеры, вам назовут окончательную цену "исчезновения".
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий