До настоящего времени считалось, что обязательное автогражданское страхование производится по место-жительству исключительно собственника машины. В решении Верховного Суда, которое было оглашено 7 октября, есть непримечательные на первый взгляд слова о частичной отмене пункта 2 Страховых тарифов, утвержденных постановлением правительства от 7 мая 2003 г. № 264.
Это означает, что теперь застраховать машину имеет право не только тот человек, который указан в техпаспорте и паспорте транспортного средства (ПТС), но и владелец автомобиля. И хотя на бытовом уровне владелец всегда отождествляется с собственником, по закону это далеко не так.
В статье 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности» владельцем признается и тот, кто арендует автомобиль или использует его по доверенности. То есть застраховать машину может и арендатор, и доверенное лицо.
Одним из тех, кто судился с чиновниками, был москвич Алексей Королев. После процесса он с радостью поделился впечатлениями от того, что можно страховать автомобиль на доверенное лицо: «Сейчас я найду студента-заочника в какой-нибудь Тьмутаракани, где коэффициент 0,4, и выпишу на него доверенность. После этого я доплачу еще и коэффициент 1,5 за то, чтобы в договоре страхования указали, что к управлению допущено много лиц, и чтобы там не фигурировала моя фамилия. И буду преспокойно управлять своей машиной в Москве с коэффициентом 0,6 (0,4 × 1,5), а не 2».
Еще господин Королев мечтал добиться отмены повышающего коэффициента 2 для автомобилей, которые страхуются в Москве, но это ему не удалось. Аргументам о том, что в Москве автовладельцы вынуждены отдавать страховщикам почти в 5 раз больше, чем их товарищи в других регионах России, суд не внял.
Судьи с удовольствием рассматривали тестовую таблицу, разработанную журналом «За рулем», который на процессе также выступал в роли истца. В таблице сравнивались тормозные пути и скорости замедления при торможении недорогих отечественных машин и мощных иномарок. Сравнение было в пользу последних: их тормозная система и вообще «послушность» на дороге оказались гораздо более впечатляющими, чем у «Жигулей» и «Москвичей». Суд еще раз убедился, что иномарки более безопасны.
Также Верховный Суд отменил повышающий коэффициент 1,5 для машин с двигателем мощностью от 120 до 160 лошадиных сил. Как теперь страховать автомобили этого класса, остается загадкой, потому что никакого нового коэффициента суд, конечно же, не установил – это прерогатива правительства.
...граждане и товарищи!
Автогражданка – это не только граждане, но и разнообразные ООО, ЗАО и АО, которые юристы обычно называют товарищами. Точно так же, как и простые смертные «физики», они обязаны страховать гражданскую ответственность за причинение вреда транспортным средством.
Даже не нужно ничего подсчитывать – те деньги, которые платят «мелкие собственники» (граждане), вообще ни в какое сравнение не идут с теми суммами, которые тратят фирмы на автострахование.
И тем не менее решение суда позволяет кое-что сэкономить и фирмам. Например, страховать автотранспорт можно вместо Москвы в какой-нибудь деревне. Согласно Страховым тарифам, в населенных пунктах с численностью меньше десяти тысяч человек коэффициент составляет 0,4. Для примера: в Москве он составляет 2, в Питере – 1,8, в Ленинградской и Московской областях – 1,6.
Если, например, ваша головная фирма находится в Москве и у нее есть филиал в деревне Гадюкино – передайте свой автотранспорт на баланс именно туда. Таким образом, владельцем (но не собственником) автотранспорта будет ваш филиал. И соответственно коэффициент при страховании будет всего лишь 0,4.
Имейте в виду, что ваш водитель не является владельцем транспортного средства, управляя им по доверенности. Даже в том случае, если он не состоит с фирмой в трудовых отношениях, а работает по гражданско-правовому договору (ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). То есть страховать автомобиль по местожительству водителя нельзя.
А что дальше?
А дальше – полная неизвестность, смятение и ужас.
Автостраховщики возмущены (еще бы – карман с деньгами оторвали!) решением Верховного Суда. Некоторые однозначно высказались в том духе, что никакие решения никакого суда (имея в виду, конечно, Верховный) они выполнять не собираются.
Руководитель страховой компании «РОСНО» Леонид Меламед даже высказал нечто вроде сожаления о том, что Верховный Суд не будет нести ответственность за то, что разорил страховщиков.
Минфин возмущен не меньше. Неизвестно, заботится ли он в этом случае о простых смертных, но о государственном кармане подумал точно. Меньше доходы страховщиков – меньше заплачено налогов. Ясно как божий день. Тем более что эти налоги подсчитаны вперед и, естественно, заложены в бюджет.
Ну и, кроме того, в Верховном Суде нам сообщили следующее. На момент выхода этой статьи решение суда официально сторонам разослано не было и данных о наличии жалоб у судей нет. Но, заметили в аппарате «верхушки», они, несомненно, будут.
Ужастик напоследок. Только для фирм
В праве существует понятие «источник повышенной опасности» – любой предмет, который при производственной деятельности может причинить вред. Причем вероятность такого вреда именно «повышенная». К источникам повышенной опасности относятся и автомобили. Поэтому (как в свое время мотивировали авторы закона) и была введена автогражданка – риск, повышенная опасность и все такое.
А теперь – внимание! К источникам повышенной опасности относятся также все виды транспорта (в том числе трубопроводы), химикаты, любые излучатели и электрооборудование, практически все приборы и даже компьютеры (на рабочем месте).
Поэтому не исключено, что в виде особой заботы о финансовом благополучии страховщиков будут введены «трубогражданка» и «электрогражданка».
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий