Обострение отношение с крупным бизнесом в связи с "делом ЮКОСа" заставили власти искать альтернативные источники роста. Активно разворачивается кампания под лозунгом "Зато мы поддерживаем средний и малый бизнес!" Идея проста: демонтаж так называемого "олигархического капитализма" должен привести к развитию мелкого и среднего предпринимательства. Таким предпринимателям обещают всяческую господдержку, кредиты и заказы от крупного бизнеса. Однако практика пока далека от идеала. На самом деле монополизация экономики не снижается, а растет. Растет и бюрократическое давление на малый бизнес. Специально проведенные исследования показывают устойчивую негативную динамику бюрократизации экономики за последние полгода.
Министерство по антимонопольной политике, Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей проведут 2-5 декабря второй международный форум под знаковым названием "Малый и средний бизнес — веление времени". Суть заявленного веления, по мнению организаторов, в развитии партнерства с крупным бизнесом и привлечении кредитов.
Ситуация все больше напоминает Южную Корею посткризисных времен, когда корейское правительство, обиженное на "уронившие" рынок корпорации, провозгласило локомотивом экономики мелких предпринимателей. В России же, по результатам мониторинга Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), ситуация с административными барьерами в малом бизнесе после временного и незначительного улучшения в 2001 году, снова ухудшилась. Буквально по всем параметрам.
Виртуальный рост
В материалах организаторов форума утверждается, что задача удвоения ВВП может решаться за счет развития малого бизнеса. Сейчас малый бизнес формирует 21% ВВП, что в два раза больше прошлогодних показателей. Раз малый бизнес умеет удваивать свою долю в ВВП — значит, и сам валовой внутренний продукт может удвоить. Теоретически.
Проблема в том, что рост от нуля (или от прошлогодних 10-11% ВВП) идет гораздо быстрее, чем от значений более серьезных. А рост количества малых предприятий идет в том числе за счет стремления бизнеса уменьшить налоговое бремя: многие крупные компании оформляют свои подразделения как малые предприятия или даже как индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ).
"Если вы посмотрите на чек какого-нибудь супермаркета, то увидите, что он — ПБОЮЛ, — говорит министр по антимонопольной политике Илья Южанов. — Раньше было выгодно создавать холдинги, теперь выгодно быть индивидуальным предпринимателем". Разгадка проста: у индивидуальных предпринимателей есть возможность платить налоги по упрощенной системе или выплачивать единый налог на вмененный доход. В результате, по данным ЦЭФИР, при переходе на "упрощенку" платить приходится в среднем на два налога меньше. И если в прошлом году рост малых предприятий составил 4.7%, а индивидуальных предпринимателей — 4.9%, то, какова среди них доля "умаленных" сетевых и иных крупных компаний, неизвестно.
Барьер не взят
По заключению экспертов ЦЭФИР, легче стал налоговый пресс, уменьшилось число проверок и количество необходимых лицензий. Однако получить лицензию стало дороже и сложнее, а взятки проверяющим возросли. А вместо отмененных лицензий чиновники придумали гораздо большее число всевозможных разрешений. По опросу общественной организации "ОПОРА", более трети предпринимателей тратят на эти цели 1-3 тыс. рублей ежемесячно, а 15% вынуждены расставаться с суммой более 10 тыс. рублей в месяц. "Складывается впечатление, что ситуация улучшилась сразу после реформы и, не достигнув целевых параметров, зафиксировалась на новом уровне", — делают вывод эксперты ЦЭФИР.
Правительство стало уделять больше внимания малому бизнесу, но большой отдачи от его действий пока не наблюдается, признает Южанов. Например, для реального уменьшения проверок необходима административная реформа, которая пока идет с трудом. А без урезания чиновничьих функций не унять и чиновничьего аппетита. К тому же, говорит Южанов, наибольшее количество нарушений закона о сокращении числа проверок происходит на уровне рядовых милиционеров и санитарных врачей. А убедить получающего 3 тысячи рублей милиционера в том, что он поступает нехорошо, довольно трудно.
Выделенные в бюджете 2004 года 3 млрд. рублей дадут возможность гарантировать ровно такую же сумму кредитов, да и то, говорит глава Федерального фонда поддержки предпринимательства Александр Рунов, только для действующих предпринимателей, имеющих залог хоть на часть суммы кредита. Стартовый капитал малому бизнесу по-прежнему найти негде.
В поисках партнеров
Сейчас власти больше озабочены привлечением крупного бизнеса к сотрудничеству с малыми и средними предприятиями.
Предполагается, что в результате вокруг крупных производств появится целый комплекс из средних и малых предприятий, работающих на условиях субконтракции, т.е. заказов на выполнение отдельных работ или услуг по крупным проектам. На Западе такая система известна как аутсорсинг и широко распространена.
"Крупный бизнес в нормальных рыночных условиях не может существовать без малого бизнеса, — считает Южанов. — На тот же Пентагон работают сотни мелких фирм". По мнению министра, развитие системы субконтракции зависит как от региональных властей, так и от самих компаний.
Но, по мнению замглавы МАП Андрея Цыганова, у государства нет рычагов стимулирования такого партнерства. Повлиять можно только на компании с госучастием: например, на естественные монополии. Сейчас по схеме аутсорсинга с малым бизнесом работает РАО "ЕЭС России", и, по словам Цыганова, последовать его примеру государство призывает "Газпром", "Транснефть" и "Российские железные дороги".
Конечно, в сегодняшней ситуации крупный бизнес склонен прислушиваться к просьбам власти. "Есть мнение" о пользе партнерства — будут искать партнеров. С другой стороны, еще весной на конференции малых предприятий глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский призывал олигархов последовать примеру своей компании, широко сотрудничающей с малым бизнесом. Пример оказался неудачным
Среднее количество инспекций, проведенных госорганом в расчете на одно предприятие | |||
2 полугодие 2001 г. | 1 полугодие 2002 г. | 2 полугодие 2002 г. | |
Налоговая инспекция | 0.75 | 0.53 | 0.59 |
Пожарная инспекция | 0.88 | 0.63 | 0.54 |
Санэпиднадзор | 0.88 | 0.56 | 0.49 |
Милиция | 0.58 | 0.34 | 0.32 |
Соцстрах | - | 0.27 | 0.28 |
Адм.-технич. инспекция | 0.39 | 0.27 | 0.24 |
Экологич. инспекция | 0.29 | 0.15 | 0.13 |
Лиценз. органы | 0.23 | 0.13 | 0.11 |
Сертиф. органы | 0.19 | 0.11 | 0.09 |
Плановые инспекции | Распределение фирм по количеству плановых инспекций | % плановых инспекций из всех инспекций | ||
0 инсп. | 1 инсп. | от 2-х | ||
Пожарная инспекция | 51.1% | 25.6% | 23.3% | 77.6% |
Налоговая инспекция | 51.4% | 27% | 21.6% | 77.6% |
Санэпиднадзор | 62.2% | 15.1% | 17.7% | 79.4% |
Адм.-технич. инспекция | 80.9% | 12.5% | 6.6% | 66.2% |
Торговая инспекция | 86,% | 9.8% | 3.6% | 68.5% |
Милиция | 85.6% | 9% | 5.4% | 38.3% |
Соцстрах | 62.1 | 26% | 11.9% | 94.8% |
2 полугодие 2001 г. | 1 полугодие 2002 г. | 2 полугодие 2002 г. | ||||
Без посредн. | С посредн. | Без посредн. | С посредн. | Без посредн. | С посредн. | |
Время на регистрацию | ||||||
Не более недели | 17% | 22% | 20% | 17% | 19% | 25% |
От недели до месяца | 65% | 60% | 64% | 68% | 67% | 60% |
Более месяца | 18% | 18% | 16% | 15% | 15% | 15% |
Плата | ||||||
Не более 2000 руб. | 33% | 51% | 45% | 58% | 18% | 26% |
Более 2000 руб. | 67% | 49% | 55% | 42% | 82% | 74% |
Татьяна РЫБАКОВА
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий