Двойная амортизация

Двойная амортизация

09.01.2004   |   0Оставить комментарий
"Белые пятна" Налогового кодекса - причина головной боли бухгалтеров. Однако некоторые пробелы можно использовать в своих целях. Например, чтобы несколько раз начислить в налоговом учете амортизацию по имуществу.

Один из вопросов, который глава 25 Налогового кодекса не затрагивает, — это первоначальная стоимость имущества, полученного как вклад в уставный капитал. Логично предположить, что в налоговом учете такое имущество будет значится в сумме, по которой его оценили учредители. Однако такое положение создает почву для нехитрой схемы: передавая имущество в уставный капитал, "накручивать" его цену. Поскольку проделывать это можно многократно, появляется возможность амортизировать одно и то же основное средство столько раз, сколько заблагорассудится.

Проанализируем текст кодекса более детально. Как определить первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете, сказано в статье 257 Налогового кодекса. Эта статья рассматривает только ситуации, когда фирма приобретает оборудование или получает его безвозмездно.

Однако определить первоначальную стоимость вклада в уставный капитал так, как это делают в случае безвозмездной передачи имущества, кодекс не позволяет. Дело в том, что статья 257 Налогового кодекса содержит ссылку на пункт 8 статьи 250. Здесь сказано об оценке такого имущества. Однако этот пункт не распространяется на вклады в уставный капитал. Следовательно, относительно стоимости имущества, полученного от учредителя, кодекс никаких указаний не содержит.

В то же время, согласно ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основного средства, переданного в уставный капитал, является его оценка учредителями. А что если в налоговом учете использовать этот же принцип.

Пример 1

ЗАО "Актив" в январе 2002 года приобрело принтер за 15 000 руб. Срок его службы — 37 месяцев. К декабрю 2003 года "Актив" списывал в расходы амортизацию принтера уже 22 месяца (февраль-декабрь 2002 года + январь-ноябрь 2003 года). Сумма амортизации составила 8918,92 руб. (15 000 : 37 ( 22).

В ноябре "Актив" внес принтер в уставный капитал "Пассива". При этом в налоговом учете у "Актива" не возникает расходов, а у "Пассива" — доходов. В учредительном договоре указано, что принтер оценен в 15 000 руб. По этой стоимости "Пассив" и отразил принтер в налоговом учете. Эту сумму фирма будет списывать в расходы в течение оставшихся 15 месяцев его службы (37 — 22).

Общая сумма, которую "Актив" и "Пассив" включат в расходы по этому принтеру, составит 23 918,92 руб. (8918,92 + 15 000).

Обратите внимание: если сумма вклада в уставный капитал превышает 20 000 рублей, то для его оценки понадобится независимый оценщик. Такое требование содержит закон об обществах с ограниченной ответственностью и закон об акционерных обществах. Таким образом, использовать эту схему с дорогостоящим имуществом сложнее, чем с основными средствами, которые дешевле 20 000 рублей. Но все же это возможно. Ведь и оценщиком основное средство может быть оценено выше, чем его остаточная стоимость в налоговом учете учредителя.

Конечно, главное налоговое ведомство России не обошло вниманием это упущение законодателей. В пункте 5.3 методички МНС по налогу на прибыль сказано, что стоимость вклада в уставный капитал "определяется по данным налогового учета у передающей стороны". Однако, как мы уже видели, из текста Налогового кодекса такой вывод сделать нельзя.

П. Фадеев, налоговый юрист

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
6146 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.