Один из вопросов, который глава 25 Налогового кодекса не затрагивает, — это первоначальная стоимость имущества, полученного как вклад в уставный капитал. Логично предположить, что в налоговом учете такое имущество будет значится в сумме, по которой его оценили учредители. Однако такое положение создает почву для нехитрой схемы: передавая имущество в уставный капитал, "накручивать" его цену. Поскольку проделывать это можно многократно, появляется возможность амортизировать одно и то же основное средство столько раз, сколько заблагорассудится.
Проанализируем текст кодекса более детально. Как определить первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете, сказано в статье 257 Налогового кодекса. Эта статья рассматривает только ситуации, когда фирма приобретает оборудование или получает его безвозмездно.
Однако определить первоначальную стоимость вклада в уставный капитал так, как это делают в случае безвозмездной передачи имущества, кодекс не позволяет. Дело в том, что статья 257 Налогового кодекса содержит ссылку на пункт 8 статьи 250. Здесь сказано об оценке такого имущества. Однако этот пункт не распространяется на вклады в уставный капитал. Следовательно, относительно стоимости имущества, полученного от учредителя, кодекс никаких указаний не содержит.
В то же время, согласно ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основного средства, переданного в уставный капитал, является его оценка учредителями. А что если в налоговом учете использовать этот же принцип.
Пример 1
ЗАО "Актив" в январе 2002 года приобрело принтер за 15 000 руб. Срок его службы — 37 месяцев. К декабрю 2003 года "Актив" списывал в расходы амортизацию принтера уже 22 месяца (февраль-декабрь 2002 года + январь-ноябрь 2003 года). Сумма амортизации составила 8918,92 руб. (15 000 : 37 ( 22).
В ноябре "Актив" внес принтер в уставный капитал "Пассива". При этом в налоговом учете у "Актива" не возникает расходов, а у "Пассива" — доходов. В учредительном договоре указано, что принтер оценен в 15 000 руб. По этой стоимости "Пассив" и отразил принтер в налоговом учете. Эту сумму фирма будет списывать в расходы в течение оставшихся 15 месяцев его службы (37 — 22).
Общая сумма, которую "Актив" и "Пассив" включат в расходы по этому принтеру, составит 23 918,92 руб. (8918,92 + 15 000).
Обратите внимание: если сумма вклада в уставный капитал превышает 20 000 рублей, то для его оценки понадобится независимый оценщик. Такое требование содержит закон об обществах с ограниченной ответственностью и закон об акционерных обществах. Таким образом, использовать эту схему с дорогостоящим имуществом сложнее, чем с основными средствами, которые дешевле 20 000 рублей. Но все же это возможно. Ведь и оценщиком основное средство может быть оценено выше, чем его остаточная стоимость в налоговом учете учредителя.
Конечно, главное налоговое ведомство России не обошло вниманием это упущение законодателей. В пункте 5.3 методички МНС по налогу на прибыль сказано, что стоимость вклада в уставный капитал "определяется по данным налогового учета у передающей стороны". Однако, как мы уже видели, из текста Налогового кодекса такой вывод сделать нельзя.
П. Фадеев, налоговый юрист
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий