Расходы на аренду офисных, складских и других помещений – главная статья затрат большинства фирм. Аренда давно стала для всех обычным делом. А основным источником дохода для многих организаций, располагающих «лишней» площадью, стала выручка от сдачи ее в аренду. И это неплохой бизнес, учитывая, что мало кто из фирм способен купить собственные квадратные метры. Таким образом, арендатор может по приемлемым ценам пользоваться офисом, а собственник – получать стабильную прибыль.
Предоставляя помещение, арендодатель, как правило, заботится об исправности в нем освещения и телефонной сети, рабочем состоянии розеток, теплосети, водопровода и т. д. Все это необходимо для нормальной работы арендатора. Ведь помимо самого офиса он будет нуждаться и в коммунальных услугах. Эти услуги могут быть как включены в стоимость арендной платы, так и оплачиваться отдельно.
Таким образом, есть несколько способов оплаты «коммуналки» арендатором:
Рассмотрим каждый из этих способов подробнее.
«Все включено»
Наиболее распространенный вариант расчета – коммунальные услуги включены в стоимость аренды. Просчитать примерную сумму коммунальных расходов обычно не составляет труда. Арендодатель просто предусматривает в договоре такую плату, которая покроет «коммуналку» и принесет доход. В этом случае с коммунальными службами арендодатель рассчитывается самостоятельно.
Пример 1
В феврале ЗАО «Стиль» предоставило офисное помещение в аренду ООО «Модерн». Сдача имущества в аренду является для «Стиля» обычным видом деятельности. Арендодатель определил, что расходы на электроэнергию, воду, канализацию, тепло сданного помещения примерно равны 2600 руб. (в том числе НДС – 396,61 руб.). Арендная плата без учета «коммуналки» установлена в размере 9200 руб. (в том числе НДС – 1403,39 руб.). Общая стоимость аренды составила 11 800 руб. (2600 + 9200).
В конце месяца «Стиль» получил от коммунальных служб счета-фактуры для оплаты их услуг. Затраты на «коммуналку» за февраль составили 2360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.).
Бухгалтер «Стиля» сделал записи:
Дебет 51 Кредит 62
– 11 800 руб. – получена от «Модерна» арендная плата за месяц;
Дебет 62 Кредит 90-1
– 11 800 руб. – отражена выручка от сдачи имущества в аренду;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»
– 1800 руб. (11 800 руб. x 18% : 118%) – начислен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 2360 руб. – перечислены деньги коммунальным службам;
Дебет 20 Кредит 60
– 2000 руб. – учтены расходы по «коммуналке»;
Дебет 19 Кредит 60
– 360 руб. – учтен НДС по коммунальным расходам;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 360 руб. – возмещен входной НДС;
Дебет 90-2 Кредит 20
– 2000 руб. – списаны расходы по «коммуналке»;
Дебет 90-9 Кредит 99
– 8000 руб. (11 800 – 1800 – 2000) – отражен финансовый результат.
Если аренда не является для фирмы обычным видом деятельности, то сумму арендной платы учитывают как операционный доход. В этой ситуации ее отражают по кредиту счета 91 субсчет 1 «Прочие доходы». Расходы по оплате коммунальных услуг будут тоже операционными (дебет счета 91 субсчет 2 «Прочие расходы»). Добавим, что в налоговом учете такие доходы и расходы считаются внереализационными.
Сколько потрачу – столько заплачу
При втором варианте расчетов коммунальные платежи не входят в арендную плату. Их арендатор оплачивает отдельно. При этом в договоре должно быть указано, что по поручению арендатора все расчеты со снабжающими службами ведет арендодатель.
По итогам месяца арендодатель должен составить отчет об исполнении поручения. Оформить его можно в произвольной форме. В отчете указывается, от каких служб, по каким расчетным документам и на какие суммы арендодатель оплатил коммунальные расходы. В конце выводится общая сумма расходов, которые должен компенсировать арендатор. К отчету прикладываются первичные документы, выставленные коммунальными службами. Себе фирма оставляет лишь их копии.
Сумма компенсации не включаются в доход арендодателя и не является арендной платой. Подобное мнение высказывали суды уже давным-давно. Так, в своем постановлении от 18 июля 2000 г. № А56-639/00 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что расходы на электроэнергию, оплаченные арендодателем за арендатора, подлежат возмещению и являются «транзитным платежом». Такие суммы не должны включаться в доходы фирмы-арендодателя.
Пример 2
В январе ЗАО «Актив» предоставило здание склада в аренду ООО «Пассив».
Сдача имущества в аренду не является для «Актива» обычным видом деятельности. Арендная плата установлена в размере 9200 руб. (в том числе НДС – 1403,39 руб.).
По договору «Актив» оплачивает за «Пассив» коммунальные услуги. Затем арендатор компенсирует затраты «Активу».
Стоимость коммунальных услуг, которые оплатил «Актив» в январе, составила 2360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.).
«Актив» считает налоги «по отгрузке». Бухгалтер «Актива» сделал проводки:
Дебет 62 Кредит 91-1
– 9200 руб. – начислена выручка от аренды;
Дебет 91-2
Кредит 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»
– 1403,39 руб. – начислен НДС;
Дебет 91-9 Кредит 99
– 7796,61 руб. (9200 – 1403,39) – отражен финансовый результат;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по коммунальным платежам» Кредит 51
– 2360 руб. – оплачены коммунальные услуги за «Пассив»;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с арендатором»
Кредит 76 субсчет «Расчеты по коммунальным платежам»
– 2360 руб.– отражена задолженность «Пассива» по «коммуналке»;
Дебет 51 Кредит 62
– 9200 руб. – поступила сумма арендной платы от «Пассива»;
Дебет 51
Кредит 76 субсчет «Расчеты с арендатором»
– 2360 руб. – погашена задолженность «Пассива».
Расчеты напрямую
Арендатор может рассчитываться с коммунальными службами и самостоятельно. Тогда в договоре будет значиться только сумма арендной платы.
Правда, такой способ расчета применяется редко, поскольку он требует разрешений коммунальных служб. То есть фирме-арендодателю нужно получить документ, в котором будет указано, что она имеет право передать пользование этими услугами другому лицу. Только после этого счета за коммунальные услуги будут выставляться не на ваше имя, а на имя арендатора.
С. Демчева, аудитор
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий