Единый социальный налог – самый большой налог из всех. Поэтому большинство фирм платит его не как положено. Пользуется наибольшей популярностью незаконный вариант с зарплатой в конвертах. Но и в этом случае ЕСН платить все равно надо, хоть с небольшой официальной суммы. Мы же расскажем вам о законном способе, который позволяет в большей степени забыть о зарплатных налогах.
Нет человека – нет проблемы
Суть схемы в следующем. Организация, которая стремится уйти от ЕСН, по заявлениям работников переводит их на другую фирму, которая находится на «упрощенке». Причем происходит это только формально (то есть на бумаге), никаких переездов с одного места на другое нет. Все фактически работают там же. Разумеется, переводить сотрудников, без которых невозможен документооборот: директор, главбух, завскладом и т. д., не следует.
Далее фирмы заключают между собой договор, по которому «упрощенец» предоставляет за плату персонал.
Таким образом, основной фирме платить зарплату становится «некому». А значит, и зарплатных налогов тоже исчислять не надо. На сумму договора вы сможете уменьшить налогооблагаемую прибыль в качестве прочих расходов. Такие расходы перечислены в пункте 19 статьи 264 Налогового кодекса.
Инспекторы, конечно, могут попытаться признать подобные расходы экономически нецелесообразными. Однако доказать им это вряд ли удастся. Ведь, по сути, фирме без разницы на что тратиться: будь то зарплата собственных работников или платные услуги сторонней фирмы.
Теперь посмотрим «в карты» «упрощенца». От ЕСН, налога на прибыль, НДС и налога на имущество он освобожден (ст. 346.11 НК РФ). Вместо них фирма платит только единый налог и пенсионные взносы по ставке 14 процентов от заработной платы сотрудников, которые ее уменьшают. Таким образом, с полученных по договору сумм она выдаст зарплату своим сотрудникам, заплатит взносы в ПФР и начислит единый налог.
Пример
ЗАО «Актив» выпускает обувь. Зарплата людей, занятых в производстве, – 50 000 руб. в месяц. Доход фирмы в январе – 120 000 руб. ЕСН бухгалтер исчисляет по ставке 35,6 процента. Предположим, что в январе и феврале помимо зарплаты никаких издержек у фирмы не было.
В январе «Актив» заплатил в бюджет:
- ЕСН (в том числе пенсионные взносы) – 17 800 руб. (50 000 руб. x 35,6%);
- налог на прибыль – 12 528 руб. ((120 000 руб. –
- 50 000 руб. – 17 800 руб.) x 24%).
Таким образом, в январе общая сумма расходов фирмы составит 79 328 руб. (12 528 + 16 800 + 50 000).
Чтобы снизить налогообложение в феврале, «Актив» перевел свой персонал в штат сторонней организации – ООО «Пассив», находящегося на «упрощенке» (объект налогообложения – доходы). Фирмы заключили договор, по которому «Пассив» предоставляет «Активу» работников для участия в производственном процессе. Стоимость услуги – 60 000 руб. Доход фирмы в феврале не изменился. В этом месяце фирма понесла такие расходы:
- налог на прибыль – 14 400 руб. ((120 000 руб. –
- – 60 000 руб.) x 24%);
- оплата услуги по договору – 60 000 руб.
В результате общая сумма расходов «Актива» в феврале составит 74 400 руб. (14 400 + 60 000), что на 4928 руб. меньше, чем в прошлом месяце.
У «Пассива» же следующие затраты:
- зарплата работников – 50 000 руб.;
- пенсионные взносы – 7000 руб. (50 000 руб. x 14%).
Единый налог бухгалтер рассчитал по минимальной ставке, поскольку, если применять обычную ставку, его сумма получится меньше, чем по минимальной ставке. Величина единого налога составила 600 руб. (60 000 руб. x 1%). Как видно, от оказания услуги «упрощенец» даже получил чистый доход в сумме:
60 000 руб. – (50 000 руб. + 7000 руб. + 600 руб.) = 2400 руб.
Технические детали
Заметьте, исполнителем услуги может быть как независимая организация, так и фирма, которую специально создали под схему. В последнем случае нужно учесть ограничение, которое установлено для тех, кто хочет перейти на упрощенный режим налогообложения. Речь идет о средней численности работающих, которая не должна превышать 100 человек (п. 15 ст. 346.12 НК РФ). Ограничение можно обойти, создав нужное количество фирм.
Что касается самой формы договора по оказанию услуг, то найти ее нетрудно: можно скачать из Интернета или же взять из информационно-справочных баз.
В договоре советуем четко разделить обязанности между сторонами по охране труда и технике безопасности. Оптимально, когда все вопросы по организации работы (соблюдение санитарно-гигиенических норм, график работы и др.) берет на себя заказчик, а обеспечение работника всем необходимым (спецодеждой, питанием) – «упрощенец». Дело в том, что если, например, спецодежду выдаст заказчик, то могут быть проблемы с отнесением на расходы этих затрат. Ведь работники в его штате не числятся.
Что касается стоимости услуги, то в договоре ее можно указать равной сумме зарплаты плюс рентабельность. Причем последняя может быть как символической, так и большой. Все зависит от того, надо ли (и на сколько) снизить налог на прибыль у основной фирмы. По окончании месяца «упрощенец» и заказчик подписывают акт приема-сдачи услуг. На его основании фирма относит стоимость услуги в состав прочих расходов. После оплаты услуг «упрощенец» выдает зарплату работникам и платит налоги.
Предмет договора должен звучать так:
Без негатива не бывает
Недостатков схемы несколько. Во-первых, такой способ экономии чреват увеличением документооборота. Ведь на начальной стадии со всего персонала надо собрать заявления о переводе на работу, а в дальнейшем акты приема выполненных работ надо будет составлять регулярно (хотя бы раз в месяц). Хотя, как правило, экономия на налогах достаточно существенна, чтобы «переварить» документов больше, чем обычно.
Во-вторых, формальный перевод на другое место работы может вызвать недовольство со стороны персонала. И некоторые работники могут отказаться от этого. Ведь одно дело получить в трудовую штамп о стаже в крупной компании, и совсем другое – у «упрощенца».
Договор № 5
на оказание услуг
...
1.1. По договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, указанные в п.1.2 настоящего договора, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
1.2. Исполнитель обязуется оказать следующие услуги: предоставление работников (технического и управленческого персонала) для участия в производственном процессе, именуемые в дальнейшем «Услуги», в том числе:
– по обслуживанию технологического процесса;
– по организации общественного питания и т. д. (зависит от видов деятельности, для которых привлекаются работники).
1.3. Работу Исполнитель выполняет из материалов и на оборудовании Заказчика.
1.4. Для оказания указанных услуг Заказчик обязуется предоставить Исполнителю в течение дней с момента подписания настоящего договора теплоэнергоресурсы, оборудование, основные и вспомогательные материалы, согласно утвержденных норм расхода для производства работ.
1.5. Срок выполнения работ с г. по г.
1.6. Услуги считаются оказанными после подписания акта приема-сдачи услуг Заказчиком или его представителем.
...
Е.С. Седунова, главный бухгалтер ООО «Бизнес-услуги»
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий