Увидев, что фирма несет «чужие» расходы, налоговики исключают их из налоговой базы по налогу на прибыль. При этом посчитать, что одна фирма из своего кармана оплачивает затраты другой, инспекторы могут в самых неожиданных ситуациях. А если речь идет о фирмах, которые занимаются исключительно посреднической деятельностью, например по комиссионным договорам, то это стремление налоговиков может довести ситуацию до абсурда.
Дело в статьях 990 и 1001 Гражданского кодекса. Там говорится, что комитент обязан возместить комиссионеру все расходы, которые тот понес при исполнении комиссионного поручения. Обычно состав таких расходов закрепляется сторонами в договоре комиссии. Иногда отдельно указывают издержки, которые расходами комиссионера не считаются и комитентом не возмещаются.
Но что некоторым инспекторам договор? Они рассуждают примерно так. Сказано в Гражданском кодексе, что комитент обязан возместить все расходы по заключенной комиссионером сделке, – значит, должен возместить. И после этого может включить их у себя в расчет налога на прибыль. А если комиссионер предпочитает оплачивать некоторые расходы сам, то это его проблемы – пусть оплачивает. Но при этом уменьшить на них налоговую базу он не вправе. Последствия таких рассуждений грозят также агентам и поверенным, которые по статьям 1005 и 971 Гражданского кодекса, исполняя поручение принципала или доверителя, тоже действуют за их счет.
Предъявлять подобные претензии налоговики начали давно – еще до появления 25-й главы Налогового кодекса. В основном они оспаривали расходы на предпродажную подготовку реализуемых в рамках договора комиссии товаров, их рекламу, оплату маркетинговых исследований и консультационных услуг. Не говоря о расходах на транспортировку таких товаров. И суды зачастую оказывались на стороне налоговиков (постановления Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского и Северо-Западного округов от 19 сентября 2002 г. № А29-2228/02А и от 12 марта 2003 г. № А26-4341/02-26). Было это во времена Положения о составе затрат, которое давало фактически закрытый их перечень и подобных ситуаций в нем не предусматривало. Поэтому та позиция судов неудивительна.
С введением 1 января 2002 года 25-й главы Налогового кодекса проблема, по идее, должна была исчезнуть. Ведь пункт 9 статьи 170 запрещает комиссионеру уменьшать налогооблагаемую прибыль лишь на те расходы, которые комитент должен возместить ему по заключенному между ними договору. Но не тут-то было. У налоговиков появилась другая зацепка: по статье 252 Налогового кодекса при налогообложении прибыли расходами считаются экономически оправданные затраты. А оплату «чужих» расходов налоговики экономически оправданным поступком не считают, даже если это предусмотрено условиями договора. Подобные разъяснения давало, например, УМНС по г. Москве в письмах от 30 января 2003 г. № 26-12/8250 и от 5 февраля 2003 г. № 26-127/7425.
Однако такая логика может далеко завести. «Сама природа деятельности посредников, которые занимаются только исполнением комиссионных поручений, в таком случае означала бы, что у них вообще нет расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы, – говорит адвокат компании “ФБК-Право” Юрий Воробьев. – Ведь все их затраты – от оплаты труда работников до покупки офисной техники – так или иначе необходимы для исполнения поручений комитентов». Именно это соображение среди прочих адвокат привел в Арбитражном суде г. Москвы, где защищал одну из пострадавших от логики налоговиков фирм. Судьи к аргументу прислушались. Несмотря даже на то, что есть в нем некоторая натяжка – ведь среди трат даже специализированной посреднической фирмы есть такие, которые явно никак не связаны с исполнением договоров комиссии (например, расходы на рекламу собственных услуг).
А дело было так. В 2002 году по договору комиссии фирма-посредник должна была закупить для комитента некий товар. В этом же году она взяла заем, по которому выплачивала проценты. Вот как раз сумму процентов пришедшие в фирму с выездной проверкой инспекторы и исключили из расчета налоговой базы по налогу на прибыль, насчитав ей недоимку, пени и штраф.
В решении по итогам проверки инспекция указала, что раз основной вид деятельности фирмы – оказание посреднических услуг, то получение займа понадобилось не для чего иного, как для исполнения комиссионных поручений. Это, по мнению налоговиков, следует еще и из условий договора займа и расчета его суммы. А значит, затраты на выплату процентов должен был возместить комитент, несмотря на то что договор этого не предусматривал. Его условия, как посчитали инспекторы, во внимание принимать не стоит – они не могут рассматриваться в отрыве от норм Гражданского кодекса, которым, по мнению налоговиков, противоречат. Вдобавок инспекция зачем-то сослалась на пункт 9 статьи 270 Налогового кодекса, который ее позицию как раз опровергает.
На это прежде всего и обратил внимание суда Юрий Воробьев. Ведь к не учитываемым при налогообложении прибыли расходам пункт 9 статьи 270 относит те, которые комитент должен возместить комиссионеру именно по условиям заключенного ими договора. В нем как раз о процентах по займам ничего не говорится.
Не найти там и поручения комиссионеру взять заем, чтобы использовать его на закупку необходимого товара. Поэтому утверждать, что заем понадобился именно для того, чтобы исполнить комиссионное поручение, нельзя. Получение займа – обычная хозяйственная операция, которая была необходима для нормальной работы фирмы. Выплату по нему процентов пункт 2 статьи 265 Налогового кодекса без каких-либо дополнительных условий относит к внереализационным расходам, которые учитываются при налогообложении прибыли.
Суд с этим согласился и вынес решение в пользу фирмы (А40-47162/
03-118-575 от 10 декабря 2003 г.). Правда, решение это неокончательное – у налоговиков еще есть возможность обжаловать его в апелляционной инстанции.
Наталия МАРТЫНЮК
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий