Как здорово, скажут многие. Гениально и просто! А просто ли?Во-первых, если бухгалтер будет вести такой «бухналучет» в течение нескольких лет, штраф будет не 5000, а 15 000 рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ). На это согласится уже не всякий руководитель.
Во-вторых, учет основных средств придется вести по правилам, установленным ПБУ 6/01. При этом объектом налогообложения по налогу на имущество является стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Бухгалтерский и налоговый учет основных средств существенно различаются. Причем чаще всего их стоимость в налоговом учете существенно ниже, нежели в бухгалтерском. В результате штраф за нарушение правил учета (занижение налоговой базы) может вырасти до 10 процентов от суммы недоплаченного налога на имущество, но не менее чем на 15 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ). А там и пени подоспеют (ст. 75 НК РФ).
В-третьих, фирмам-производителям такое новшество вообще не поможет. Ведь по Налоговому кодексу (ст. 318) в себестоимость продукции включаются следующие виды расходов: стоимость основных материалов, заработная плата, единый социальный налог и амортизация основных средств и нематериальных активов. А на самом деле перечень затрат может быть гораздо шире. Например, в него будут включаться расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций, канцелярские расходы и другие.
Следовательно, возникнут проблемы с калькуляцией себестоимости продукции – все расчеты придется делать «на пальцах». А значит, могут возникнуть ошибки, что тоже никому не нужно.
В-четвертых, от ПБУ 18/02 фирмы все равно не отделаются. Разница между бухгалтерским и налоговым учетом останется – доходы и расходы, не учитываемые в целях налогообложения, никуда не спрячешь. Значит, и постоянный налоговый актив с постоянным налоговым обязательством бухгалтер будет рассчитывать. Но и это не все: с убытка, который надо переносить на будущее, придется исчислять отложенный налоговый актив.
В-пятых, налоговый учет – дисциплина молодая, и правильно отразить состояние дел на фирме с его помощью не удастся: цели он другие преследует. А это значит, что средним и крупным фирмам такой способ сближения не подойдет. Поскольку затраты в налоговом учете списываются быстрее, может уменьшиться размер чистых активов. Это не понравится банкам, потенциальным инвесторам и деловым партнерам. Они могут решить, что на фирме что-то неладно, и не захотят иметь с ней дело.
В-шестых, неизвестно, что вообще будет с налоговым учетом. С упразднением Министерства РФ по налогам и сборам можно ожидать изменений и в первой части Налогового кодекса, и в главе 25.
Так что не стоит поддаваться на подобную авантюру. Лучше вести бухгалтерский учет по общепринятым требованиям и искать другие, более правильные способы сближения двух учетов.
Федор ТЕПИКИН, специалист компании «Эскорт XXI»
Комментарии (0)
Оставить комментарий