Бухгалтерская отчетность и учет за 2003 год

Бухгалтерская отчетность и учет за 2003 год

13.04.2004   |   0Оставить комментарий
…и перспективы бухгалтерского учета

1. Новые Положения по бухгалтерскому учету и их применение в отчете за 2003 год

С 01 января 2003 года введены в действие новые стандарты бухгалтерского учета, в том числе:

- ПБУ 16/02 "ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕКРАЩАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" введено приказом Минфина от 2 июля 2002 г. N 66н. В стандарте устанавливается порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Положение применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности начиная с 2003 года;

-ПБУ 17/02 "УЧЕТ РАСХОДОВ НА НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ОПЫТНО – КОНСТРУКТОРСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ" введено приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. N 115н. В стандарте устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно — исследовательских, опытно — конструкторских и технологических работ. Положение применяется организациями, которые выполняют научно — исследовательские, опытно — конструкторские и технологические работы собственными силами или (и) являются по договору заказчиком указанных работ. Для целей настоящего Положения к научно — исследовательским работам относятся работы, связанные с осуществлением научной (научно — исследовательской), научно — технической деятельности и экспериментальных разработок, определенные Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно — технической политике". Этот стандарт квалифицирует новый вид внеоборотного актива. Отражается он на 04 счете, хотя и совершенно отличается от нематериальных активов. Информация об этом активе раскрывается в форме №5.

-ПБУ 18/02 "УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ" введено приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. N 114н. В стандарте устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений). Документ определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение Положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в налоговом учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, или сумму излишне уплаченного и взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде. Кроме того, порядок отражения в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, если данное решение предусмотрено в учетной политике.

Этот стандарт разработан в развитие пункта 136 Приказа Минфина от 28 июня 2000 г. N 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» в котором шла речь о том, что организация, применяющая при налогообложении метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты, приводит отдельно данные о причитающихся налоговых платежах в бюджет, исчисленных на основе представленных налоговых расчетов, и данные, исчисленные на основе сведений о продаже товаров, продукции, работ, услуг и финансовых результатах, отраженных в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При этом данные о налоговых платежах, исчисленных по двум методам, приводятся в разрезе существенных видов налогов и с отражением сумм отклонений.

Начиная с 1996 года, существовало требование раскрывать в пояснительной записке суммы налога на прибыль, которые возникли бы у организаций, а с 2003 года уже не в пояснительной записке, а непосредственно в совокупности показателей баланса и в отчете о прибылях и убытках.

Можно много спорить по тексту или по методологии предложенной в ПБУ 18/02, но стандарт утвержден и обязателен для исполнения при формировании отчетности за 2003 год.

Более подробно с методологией расчета в соответствии с ПБУ 18/02 можно познакомится в разработке ЗАО «Интерком – Аудит» Положение по бухгалтерскому учету "УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ" ПБУ 18/02.

— ПБУ 19/02 "УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ" введено приказом Минфина от 10 декабря 2002 г. N 126н, в котором устанавливаются правила первоначальной и последующей оценки финансовых вложений, порядок выбытия актива, принятого в бухгалтерском учете в качестве финансовых вложений, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о финансовых вложениях организации.

Приказом от 7 мая 2003 г. N 38н « О внесении дополнений и изменений в План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» дополнены счета: счет 04 "Нематериальные активы» дополнен субсчетом "По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы";

счет 08 "Вложение во внеоборотные активы" дополнен субсчетом: Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ"; введен счет 09 «Отложенные налоговые активы; счет 77 «Отложенные налоговые обязательства», счет 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги"

Изменения к плану счетов введены не в начале отчетного периода, но, по мнению ответственных работников Минфина, план счетов является чисто техническим документом и организации, для учета новых активов, могли пользоваться собственным планом счетов, утвержденным в учетной политике.

2. Особенности формирования бухгалтерского отчета за 2003 год

Формирование бухгалтерского отчета за 2003 год производится в соответствии Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаниями о порядке составления бухгалтерской отчетности утвержденными Приказом Минфина от 22 июля 2003 г. 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н, действует в части непротиворечащей действующим 19 стандартам, а именно, в части оценки незавершенных капитальных вложений, резервов по сомнительным долгам, готовой продукции, незавершенного производства.

При создании резервов по сомнительным долгам следует руководствоваться ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций» утвержденным Приказом от 9 декабря 1998 г. N 60н, которое обязывает бухгалтера признавать в бухгалтерском учете больше расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).

Исходя из принципа осмотрительности, при формировании отчетности нужно создавать резервы по сомнительным долгам, обесценивание финансовых сложений, переоценки, которые связаны с оценкой будущих потерь и тех потерь, которые уже можно оценить. Обязаны это делать не только в соответствии с ПБУ 1/98, но еще и в соответствии с ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности».

Согласно п.7 ПБУ 7/98 последствия события, произошедшего после отчетной даты, отражаются в бухгалтерской отчетности одним из двух способов:

  • путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации (то есть посредством отражения на счетах бухгалтерского учета в отчетном периоде заключительными оборотами этого периода);
  • путем раскрытия соответствующей информации в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.

Выбор одного из перечисленных способов зависит от того, какие данные изменятся в результате события, произошедшего после отчетной даты, а также от того, когда возникли хозяйственные условия, признаваемые событиями после отчетной даты, — до или после этой даты:

  • если соответствующие данные отражались в бухгалтерском балансе, то и изменения должны быть внесены в баланс, если же данные отражались в других формах отчетности, то и изменения должны вноситься именно в эти формы;
  • если хозяйственные условия, признаваемые событиями после отчетной даты, возникли до этой даты, то они отражаются на счетах бухгалтерского учета заключительными оборотами отчетного периода (пункт 9 ПБУ 7/98), а если после-то в отчетном периоде никаких бухгалтерских записей не производится (пункт 10 ПБУ 7/98).

Согласно пункту 9 ПБУ 7/98 события, произошедшие после отчетной даты, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, отражаются в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой бухгалтерской отчетности в общеустановленном порядке.

В отчете, при оценке условных фактов хозяйственной деятельности, в соответствии с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утвержденным приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. N 96н для каждого резерва, образованного в связи с последствиями условного факта, дополнительно раскрывается информация о сумме резерва на начало и конец отчетного периода.

Информация об условных активах (прибыли), раскрываемая в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации, не должна содержать цифровое значение, а только указание на степень вероятности их получения. При этом при этом в бухгалтерском балансе за отчетный период условные активы не отражаются, а в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода не производятся никакие учетные записи.

В случае создания организацией в конце отчетного года (квартала) резервов сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации числящаяся в бухгалтерском учете дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в бухгалтерском балансе показывается в сумме за минусом образованного резерва. При этом сумма образованного и отраженного в бухгалтерском учете резерва в пассиве бухгалтерского баланса отдельно не отражается.

При создании резервов по сомнительным долгам следует руководствоваться ПБУ 1/98, 7/98, 8/98, 4/99. Основной принцип при формировании бухгалтерской отчетности – показать больше потерь и убытков и минимум прибыли.

В связи с постепенным переходом на международные стандарты учета Минфин предложил новую структуру раздела баланса «Капитал и резервы».

В новой форме баланса нет группы статей «Фонд социальной сферы». Это значит, что во вступительном балансе 2003 года, то есть на 01 января 2003 года, необходимо отрегулировать сальдо на начало года группой статей «Нераспределенная прибыль/убыток».

  • Добавочный капитал, как составляющая собственного капитала включает в себя: эмиссионный доход; курсовую разницу, возникшую при вкладе в уставный капитал; переоценку основных средств (дооценку).

При формировании отчета за 2003 год Минфин рекомендует «расчистить» счет 83 «Добавочный капитал».

Примеры:

  1. если ранее при выбытии основных средств суммы дооценки относили на 83 счет, то необходимо списать эти суммы на 84 счет на основании пункта 48 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 года N 91н;
  2. если ранее по библиотечному фонду делали проводки Дт 01 Кт 83, то организации, у которых до сих пор осталось сальдо по счету 83 по библиотечному фонду, должны при списании библиотечного фонда сделать проводку Дт 83 Кт 84;
  3. если организации оформляли безвозмездное получение проводкой Дт 08 Кт 87, то в отчете за 2003 год следует закрыть остатки на 87 счете проводкой Дт 87 Кт 84;
  4. если получение основных средств, после того как утвержден уставный фонд по унитарным предприятиям, оформляли проводкой Дт 01 Кт 83, то теперь необходимо отрегулировать проводкой Дт 83 Кт 84.

В пояснительной записке ответственные работники Минфина предлагают расшифровать для собственников счет «Нераспределенная прибыль / убытки», что есть нераспределенная прибыль в чистом виде, а что образовалось за счет операции по регулированию бухучета.

Для того чтобы правильно сформулировать раздел «Капитал и резервы» необходимо обратить внимание на еще один новый документ. Это «Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций», которые утверждены Приказом Минфина от 20 мая 2003 года № 44н и вводятся в действие с 01 января 2004 года, но могут быть использован при формировании отчетности за 2003 год. Документ предназначен для организаций, в которых идет универсальное правопреемство, в соответствии с Гражданским кодексом.

На момент принятия решения о реорганизации организация должна составить разделительный баланс и передаточные акты, то есть в организации уже проведена оценка активов и пассивов баланса. Но сама процедура реорганизации это длительный процесс. Гражданский кодекс не давал нам ответа, что делать, за период, когда осуществляется эта реорганизация. А в Методических указаниях предложена методика бухгалтерского учета в процессе реорганизации.

Все операции за период реорганизации, которые завершается внесением записей в государственный реестр, должны отражаться в балансе реорганизуемой организации. Например, организация А вливается в организацию В (действующая организация). Все операции до внесения в реестр отражаются в организации А, хотя А уже составила разделительный баланс. У организации А на счете прибылей и убытков, признаются и погашаются обязательства, как при обычной деятельности. В последний момент, перед внесением записей в государственный реестр организация А составляет проводку Дт 84 Кт 99. В организации В изменяются учредительные документы.

Другая распространенная ситуация, когда две организации вливаются в одну. На момент внесения записей в государственный реестр обе должны закрыть счет прибылей и убытков и сложение идет только на уровне показателей баланса. Счета прибылей и убытков не складываются. Складываются только активы и обязательства. Уставный фонд должен быть сформирован в соответствии с учредительными документами.

Например, организация А имеет на момент завершения реорганизации активов 100 ед., пассивов 0 ед. организация В имеет на момент завершения реорганизации активов 100 ед., пассивов 0 ед.

Складываем активы А + В = 200 ед., складываем обязательства А + В = 0;

Вспоминаем основное бухгалтерское равенство А — ОБ = К или А = К + ОБ. где, К — собственный капитал,

В нашем примере К = 200 ед., а в учредительных документах уставный фонд = 150 ед.

Вопрос как выйти на основное бухгалтерское равенство?

Или в унитарных предприятиях в хозяйственное ведение передавали имущество на 100 ед., а в учредительных документах было имущество на 80 ед. Разница 20 единиц.

Или, уставный фонд определили, а потом передавали еще имущество, не изменяя уставный фонд. В соответствии с пунктом 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 года №33н, при принятии ОС к бухгалтерскому учету отражали проводками Дт 01 Кт 75, одновременно делали запись Дт 75 Кт 83.

Или, в процессе приватизации многие фирмы акционировались, определяли уставный фонд, а впоследствии организациям передавали на баланс объекты социальной сферы, но в уставный фонд они не включались. Регулировали разницу разделом «Капитал и резервы» на 83 счете.

Теперь ответ на вопрос где отражать разницу звучит в «Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций».

Если разница 50 единиц вызвана процедурой конвертации акций, то необходимо регулировать раздел «Капитал и резервы» во вступительном балансе вновь образованного юридического лица сальдо по статье 83 «Добавочный капитал».

Если это не вызвано конвертацией акций (общества с ограниченной ответственностью, унитарные предприятия), основное бухгалтерское равенство будет регулироваться сальдо по статье 84 «Нераспределенная прибыль».

Впервые в бухгалтерском документе записано, что когда составляем разделительный баланс, основываясь на отчетности на момент завершения уже можно применять текущие рыночные цены, которые вытекают не из данных балансов, а из уровня рыночных цен. Это принципы МСФО, которые вошли в нашу практику.

Более подробно с методологией расчета можно познакомится в разработке ЗАО «Интерком – Аудит» "Реорганизация акционерного общества"

Законодательство, например, Закон «Об унитарных предприятиях», требует раскрывать информацию о чистых активах.

Документ, в котором определяется порядок определения чистых активов, утвержден Приказом Минфина и ФЦКБ от 29 января 2003 года №10н и №03-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ». Документ применяется для раскрытия в отчетности чистых активов обычной организации, а не реорганизуемой. В соответствии с пунктом 6 Порядка для акционерных обществ показатель чистых активов раскрывается ежеквартально.

В промежуточной отчетности по акционерным обществам этот показатель можно предоставлять отдельным расчетом или приложением.

Обратите внимание, что в сносках таблицы в Порядке указывается, что отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы следует принимать для расчета чистых активов.

Все остальные организации, кроме акционерных обществ, должны раскрывать этот показатель в соответствии с законодательством, в рамках которых организация осуществляет свою деятельность.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

В соответствии с пунктом 19 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99 N 43н в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Например, авансы нужно перевести в долгосрочные активы, если срок их погашения 2-3 года. Или на 97 счете у организаций может быть отражена подписка — 1 год, страховка — 3 года, лицензия —5 лет.

В соответствии с пунктом 34 ПБУ 4/99, в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Например, пункт 19 ПБУ 18 при составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства.

В соответствии с пунктом 35 ПБУ 4/99, бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто — оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В плане счетов этот принцип бухгалтерского учета отражен следующим образом: Дт01 Кт02, Дт04 Кт05, Дт58 Кт 59, Дт 80 Кт81.

Бывают случаи, когда фактические затраты на выкуп акций, отраженные на счете 81 больше суммы уставного фонда. Акции могут выкупить с целью аннулирования и затем перепродать, а при перепродаже акций появляется выгода, доходы, а это уже критерии квалификации активов, а не составляющей капитала. То есть при составлении баланса следует обращать внимание не на формальное отражение по плану счетов, а на реальную квалификацию каждой статьи баланса.

Можно не включать показатели баланса в форму, если их нет и не будет в организации. В рекомендуемой форме баланса коды проставлены в соответствии с Постановлением Госкомстата и Минфина от 14 ноября 2003 года № 475/102н «О кодах показателей годовой финансовой отчетности». Если кода в строке нет, то организации сами должны разработать свою систему кодировки.

При заполнении формы 2 можно выделить сегменты и в пояснительной записке отразить информацию по сегментам.

В пустую строку формы 2 организации могут добавить единый налог на вмененный доход, штрафы, пени и другие аналогичные платежи. Пустых строк организации должны добавить столько, сколько необходимо. В соответствии с требованиями МСФО из формы 2 убрали чрезвычайные доходы и расходы, но если у организации они возникли, то форму необходимо дополнять строками и отражать в форме и в пояснительной записке.

По данным Минфина в бухгалтерском учете до 450 отклонений по сравнению с налоговым учетом. Для того чтобы правильно отразить в форме 2 стоки в соответствии с ПБУ 18/02 организации могут воспользоваться разработкой ЗАО «Интерком – Аудит» Положение по бухгалтерскому учету "УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ" ПБУ 18/02.

В Форме 3 реализовано требования пункта 10 ПБУ 4/99, в соответствии с которым по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Структура капитала представлена в сравнении за 2 года. На 31.12.2003 года, 31.12.2002, 31.12.2001.

Корректировка данных вступительного баланса должны быть сопоставимыми к последней учетной политике.

Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.

Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.).

Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении показателя «Величина влияния курса иностранной валюты». Этот показатель может состоять из двух составляющих — отклонение от курса на дату отчета и отклонение курса на 31 декабря 2002 года и 31 декабря 2003 года.

Обращаем внимание, что в России нет эквивалентов денежных средств, но, следуя МСФО 7, в форму 4 «Отчет о движении денежных средств» введен этот термин.

При составлении формы 4 сумма по разделам может быть отрицательной, например, по инвестициям расходов «много», а доходов «мало». Но в целом форма должна быть с положительным сальдо.

В соответствии с пунктом 14 Приказа от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей "Резервный капитал", "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр. Это значит, что баланс считается утвержденным только после проведения собрания акционеров.

Если организации сдают бухгалтерскую отчетность до проведения собрания акционеров, например в налоговые органы, то следует сделать отметку или сопроводительное письмо, что баланс еще не утвержден.

Главный бухгалтер организации при работе над показателями баланса должен прорабатывать нормативные документы, внимательно читать и вчитываться в каждое положение бухгалтерских стандартов и выносить собственные профессиональные суждения применительно к деятельности организации.

3. Перспективы бухгалтерского учета в 2004 году

В России сегодня столкнулись два направления в отношении регулирования бухгалтерского учета — среднесрочная концепция развития бухгалтерского учета, которую предлагает Минфин РФ, и концепция Минэкономразвития, которую поддерживает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). РСПП требует фактически немедленного перехода на МСФО, чтобы наших предпринимателей понимали всевозможные партнеры, чтобы мы перестали заниматься трансформацией, а вели нормальный учет по международным стандартам. Крупные промышленники призывают обязать все юридические лица вести учет таким образом.

По мнению РСПП помимо прямого влияния информации, включенной в отчетность по МСФО, сам факт подготовки такой отчетности позволяет компаниям получать более высокие рейтинги, что влечет рост капитализации.

Но есть понимание, что это вещь немыслимая, так как это приведет к развалу существующей системы учета хозяйствующих субъектов, а вслед за ней — и системы государственной статистики, и вообще возникает риск потери информационной независимости страны. При этом игнорировать пожелания, предпочтения, понимание армии бухгалтеров, которая насчитывает в России около 3 миллионов человек — просто нельзя.

Общеизвестно, что всем международные стандарты на сегодняшний день не нужны. Другое дело — бухгалтеров необходимо учить и развивать для этого специальные программы, более того, развивать это на уровне государственного стандарта в образовании.

Отчетность по МСФО является одним из важных элементов корпоративного управления для компаний в России. Рыночные отношения предполагают стремление руководства готовить такую отчетность, раскрывать в ней все существенные вопросы, связанные с деятельностью компании, и публиковать ее в открытой печати. К сожалению, многие компании готовят отчетность по МСФО, но не публикуют ее, за что получают от аналитиков пониженные рейтинги корпоративного управления. Хотелось бы обратить внимание на глубину раскрытия информации. Ведь отчетность по МСФО для многих компаний является тем инструментом, с помощью которого впервые представляются рынку данные о своих реальных владельцах, о сделках с аффилированными структурами и т. д.

11 февраля 2004 года состоялось заседание Правительства Российской Федерации. На повестке дня стоял вопрос о переходе на международные стандарты финансовой отчетности и проекте Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». На заседании Правительства был принят к сведению доклад Шаталова Сергея Дмитриевича — статс-секретаря – первого заместителя Министра финансов Российской Федерации по данному вопросу.

В основном одобрен проект федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности". Минфину России совместно с Минэкономразвития России, ФКЦБ России, Минюстом России и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России поручено доработать проект с учетом состоявшегося обсуждения, высказанных замечаний и предложений в проект указанного федерального закона, обратив при этом внимание на:

  • уточнение порядка признания международных стандартов финансовой отчетности для их применения на территории Российской Федерации;
  • уточнение перечня субъектов, на которых распространяется действие законопроекта;
  • определение источников финансирования мероприятий по переводу на русский язык и опубликованию текстов международных стандартов финансовой отчетности;
  • определение перечня актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые необходимо принять для исполнения указанного федерального закона.

Доработанный проект федерального закона в двухнедельный срок необходимо представить в Правительство Российской Федерации для внесения его в Государственную Думу в установленном порядке.

Минэкономразвития России, Минфину России совместно с заинтересованными ведомствами дано поручение в месячный срок доработать и представить в Правительство Концепцию законопроекта о развитии учета и отчетности в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» функцию руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в России осуществляет исполнительный орган – Министерство финансов РФ.

Все остальные должны согласовывать с Минфином возникающие вопросы и руководствоваться документами Минфина. В статье 23 Налогового кодекса записано, что налогоплательщики обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». На местах налоговые органы нарушают свой же закон и требуют дополнительные расшифровки не установленные законом «О бухгалтерском учете».

В настоящее время Министерство финансов приводит стандарты бухгалтерского учета в России в соответствие требованиям МСФО. Так в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках нет показателя «Чрезвычайные доходы и расходы». Соответственно в ПБУ 4/ 99 , 9/99, 10/ 99 будут вноситься изменения.

В связи с исключением в МСФО способа оценки материально – производственных запасов методом «ЛИФО», будут вноситься изменения в ПБУ 5/01.

В МСФО 8 исключено понятие «фундаментальная ошибка». В Приказе Минфина №67н от 28.06.2003 года сохраняется позиция по исправлению ошибок:

«В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.

В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году, исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся».

С 01 января 2004 года введен новый стандарт бухгалтерского учета, утвержденный Приказом от 24 декабря 2004 года № 105н «Информация об участии в совместной деятельности».

В новом стандарте отражена позиция МСФО «О совместном контроле». Раскрываются методики ведения бухгалтерского учета при совместном использовании активов и при совместном осуществлении операций.

На регистрации в Министерстве юстиции находится проект стандарта «О промежуточной отчетности», разработанный Министерством финансов РФ. Согласно этому проекту акционерные общества должны предоставлять промежуточную отчетность (баланс, форма 2, пояснительная записка) раз в полгода, а остальные организации сами определяют срок сдачи промежуточной отчетности.

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Источник материала
10063 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.