Так при расчете налога на прибыль не учитывается имущество, поступившее виде средств целевого финансирования. В 2003году к средствам целевого финансирования относились, в частности, средства бюджетов, гранты, определенные виды инвестиций и прочее. В новом 2004 году к ним добавились и средства, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", в форме некоммерческих организаций.
Кроме того, при налогообложении прибыли теперь не учитываются доходы в виде сумм, полученных операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
С момента разработки 25 Главы Налогового кодекса расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, признавались для целей налогообложения прибыли в размере 05,процентов от доходов по перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". В статью 262 внесены изменения, и ссылка на необходимость соответствия расходов перечню отменена.
Одновременно в Налоговый Кодекс добавлено, что расходы в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", сверх 0,5 процентов от доходов не включаются в расходы, учитываемые в целях налогообложения.
В соответствии с Федеральным Законом №166-ФЗ льгота по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 01 июля 2001 года действует до 01 января 2004года.
Тем самым срок предоставления льготы сокращен на 6 месяцев, ведь по Закону №110-ФЗ льгота действовала до 01 июля 2004 года.
Дополнительно обращаем Ваше внимание, что отмена льготы ухудшила положение налогоплательщиков, а в соответствии со статьей 57 Конституции, пункт 2 статьи 5 Налогового Кодекса запрещают ухудшать положение налогоплательщиков задним числом. Кроме того, закон был опубликован 16 декабря и вступить в силу мог только через месяц после опубликования и только со следующего налогового периода.
Вносятся изменения в статью 284 Налогового Кодекса. С 01 января 2004 года в федеральный бюджет зачисляется 5 процентов суммы налога, в бюджеты субъектов Российской Федерации 17 процентов, в местный бюджет отчисления остались на прежнем уровне – 2 процента. Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13 процентов.
В связи с изменениями размеров ставок в бюджеты разных уровней у налогоплательщиков возникают вопросы по поводу начисления и уплаты авансовых платежей в первом квартале 2004 года, но налоговые органы учитывая, что аналогичная ситуация складывалась и в начале 2003года в своем письме от 26.12.2003 года № ВГ – 6-02/1372 подтвердило свою позицию и разъяснило, что авансовые платежи нужно считать исходя из расчетов за 9 месяцев. В письме сообщается, что налоговые органы самостоятельно, на основании данных деклараций по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2003 года, производят начисление сумм ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате налогоплательщиками в I квартале 2004 года, в карточках лицевых счетов налогоплательщиков в порядке, аналогичном установленному письмом МНС России от 18.12.2002 № БГ-6-02/1962@. Сумма ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль в I квартале 2004 года не зависит от ставок налога на прибыль, устанавливаемых с 1 января 2004 года в соответствии с пунктом 34 статьи 1 Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ. Напоминаем, что в письме МНС России от 18.12.2002 № БГ-6-02/1962@ сообщалось, что в соответствии со статьей 286 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. При этом сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. Сумма ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль на IV квартал 2002 года отражена налогоплательщиками по строкам 450 — 540 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2002 года. Учитывая, что главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса не предусмотрено представление налогоплательщиками каких-либо документов о сумме ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль, подлежащих уплате в I квартале 2003 года, налоговые органы самостоятельно, на основании налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2002 года, производят начисление указанных сумм в карточках лицевых счетов налогоплательщиков.
Министерство по налогам и сборам представило в Думу проект, согласно которому с 2005 года предлагается распределять отчисления по налогу на прибыль в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации. Теперь дело за законодателями.
Новый год налогоплательщики начали с новой Декларацией по налогу на прибыль.
В ней уже учтена возможность распределения налога по бюджетам двух уровней. Но ссылка, которая имеется в форме в 2004 году, не подлежит исполнению. Изменения в Декларацию по налогу на прибыль внесены Приказом МНС от 11 ноября 2003года №БГ -3-02/614. Инструкция по ее заполнению изменена в соответствии в Приказом МНС от 29 декабря 2003года № БГ -3-02/723 .
На титульном листе появилась ячейка, в которой бухгалтер должен указывать код вида документа. Если это обычная декларация, то проставляется 1, если уточненная -3.Причем через дробь нужно проставлять номер уточнения. После титульного листа следует новый раздел I, куда нужно записывать сумму налога, которую нужно перечислить в бюджет.
Раздел I . Он состоит из четырех подразделов. В первом указывают сумму налога с разбивкой по бюджетам и срок уплаты. Во втором подразделе записываются суммы ежемесячных авансовых платежей. Оставшиеся два подраздела предназначены для организаций, получающих доходы в виде дивидендов, процентов и долевого участия в уставном капитале других предприятий.
Расчет налога по-прежнему на листе 02. К листу 02 отменили приложение 3. В приложении 1 появились расшифровывающие строки для организаций, реализующих продукцию в рамках соглашения о разделе продукции. Второе приложение упрощено. В новой декларации оставлены только три расшифровки: начисленные, согласно НК РФ, налоги и сборы, затраты на аренду госимущества и часть убытка от продажи амортизируемых объектов. В этом же приложении теперь надо указывать и расходы, учтенные в бухгалтерском учете, но на которые в силу статьи 270 НК РФ нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль. Раньше эти расходы отражались в отмененном приложении 3. Еще один показатель из приложения 3 перешел в приложение 2. Это сумма амортизации, начисленная за отчетный либо налоговый период всего и в том числе по материальным активам. Приложения 6 и 7 тоже упростили, теперь не надо показывать отдельно курсовые разницы, штрафы за нарушение договорных обязательств и прочие внереализационные доходы и расходы.
Организации, у которых есть обособленные подразделения, заполняют приложения 5 и 5а к листу 02.
В инструкции не приведены разъяснения, как рассчитывать долю налога на прибыль, в случае, если обособленное подразделение ликвидируется, но по нашим сведениям налоговые органы готовили в инструкцию дополнения, в которых предлагалось распределение налоговой базы не по всей прибыли за отчетный период, а только начиная с отчетного периода, в котором это подразделение создано. А если подразделение ликвидируется, то только за те отчетные периоды, когда это подразделение действовало.
Организациям, которые с 2003 года применяют упрощенную систему налогообложения или переведены на уплату единого налога на вмененный доход, в случае наличия у них задолженности по базе переходного периода, необходимо предоставлять в налоговую инспекцию титульный лист, подраздел 1.1 раздела 1 и лист 02. В этом листе указывают сумму налога на прибыль, которая подлежит перечислению в бюджет.
При перерасчете налоговых обязательств в периоде совершения ошибки (искажения) указанная Декларация представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в отчетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств.
В письме МНС РФ от 25.12.2003 N ВГ-6-02/1358@ Министерство РФ по налогам и сборам напомнило налогоплательщикам, что по итогам работы за 2003 год декларация по налогу на прибыль организаций представляется налогоплательщиками в налоговые органы по ранее применяемой форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 7 декабря 2001 года. Что же ждет нас в 2005 году? По нашим источникам Министерство по налогам и сборам готовит законопроекты (отдельные из них уже находятся в Государственной думе), которые направлены на сближение бухгалтерского и налогового учета. Разрабатываются методики определения налоговой базы и проверки налогов на основе бухгалтерского учета. Предлагается расширить прямые расходы и добавить к прямым затратам на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг накопительную часть пенсионных взносов, начисленных на указанные суммы расходов на оплату труда. Формировать стоимость готовой продукции будут сами предприятия по методике, утвержденной приказом об учетной политике. Для торговых организаций будет возможным самостоятельно определять покупную стоимость товаров, опять же в соответствии с методикой, утвержденной в учетной политике.
Эти нововведения могут привести к увеличению налогооблагаемой базы, но целью налоговиков является сближение прямых затрат определяемых в налоговом учете и производственных затрат в бухгалтерском учете.
Министерство по налогам и сборам готовит изменения в ряд статей 25 Главы Налогового Кодекса, касающихся реорганизации предприятий.
Достаточна распространена ситуация, когда арендатор производит за счет собственных средств капитальный ремонт арендованных основных средств, а затраты на ремонт засчитываются в счет арендных платежей. В бухгалтерском учете есть отдельная норма учета капитальных вложений в арендованные основные средства. Теперь и в 25 главу налоговые органы предлагают ввести порядок учета расходов на проведение капитального ремонта арендованных основных средств и порядок начисления амортизации.
Министерство по налогам и сборам отстаивает свою позицию по порядку формирования доходов и стоимости полученного имущества, исходя из принципов соответствия затратам. Так стоимость имущества, вносимого в уставный капитал организаций, должна оценивается как стоимость этого имущества в налоговом учете у передающей стороны.
Министерства финансов РФ предложило из статьи 251 главы 25 Налогового Кодекса исключить подпункт 11. Напомним, что в этом пункте предусматривается не учитывать при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно: от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации; от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации; от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица. При этом подученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
Если это предложение войдет в законную силу, то налогом на прибыль будут облагаться все средства, которые холдинг передает своим дочерним компаниям. Налоговые органы не стали возражать против этого изменения.
В свою очередь Министерство по налогам и сборам предложило абзац 2 подпункта 8 статьи 250 Налогового Кодекса дополнить словами «имущественные права» и определить порядок определения суммы доходов, при получении беспроцентных займов. При этом предлагается установить минимальный процент и, если в договоре о предоставлении займа определяется процент ниже установленной планки, то налоговые органы будут исчислять налог на прибыль с разницы между суммами процентов по установленной ставке и фактически уплаченных.
Дополнительно обращаем Ваше внимание, что в настоящее время уже есть решение Московского арбитражного суда от 13.11.2003 № а40-28843/03-90-340 , в котором признано, что заем это не услуга и требования налоговиков начислять налог на прибыль с неуплаченных процентов является незаконным. Но МНС решение арбитражного суда не указ. Будем надеяться, что до момента введения в действие этого положения в Налоговый Кодекс появиться решение Пленума Высшего Арбитражного суда.
Хотя Министерство финансов РФ и Министерство по налогам и сборам проводят большую работу по сближению бухгалтерского и налогового учета, все равно останутся неразрешимые проблемы. Например, в бухгалтерском учете при приобретении основных средств суммовые разницы или расходы на оплату процентов за кредит включаются в фактические затраты на приобретение этих основных средств. В налоговом учете эти затраты учитываются отдельно или не совпадают по срокам принятия к учету.
Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 13.10.2003 года №91н оценка стоимости основных средств в иностранной валюте производится дважды, при учете на счете вложений во внеоборотные активы и при принятии основных средств к бухгалтерскому учету. В налоговом учете первоначальная стоимость формируется один раз и соответствует оценке на счете вложений во внеоборотные активы. Из этого следует, что не все различия в бухгалтерском и налоговом учете можно устранить.
Кроме подготовки изменений в 25 Главу Налогового Кодекса налоговые органы предлагают вернуться к порядку, при котором в случае, если у организаций имеется несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального округа, то и нет необходимости перераспределять налоговую базу по налогу на прибыль.
На сегодняшний день не решено еще много проблем, касающихся налогового учета. Но до конца года еще есть время, и, главное, желание Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам найти как можно больше точек соприкосновения двух учетов, бухгалтерского и налогового. А значит, в будущее надо смотреть с оптимизмом.
Комментарии (0)
Оставить комментарий