ЛИШИТЬ НЕЛЬЗЯ – ПРИОСТАНОВИТЬ
Многие аудиторы на местах начали искренне предполагать, что из центра началась массовая «чистка», под которую подпадет не менее полутора тысяч аудиторских организаций. Цифра эта не случайна – основной причиной запрета вести аудиторскую работу официально объявили нехватку кадров. По закону аудиторская организация должна иметь не менее пяти аттестованных аудиторов. Однако, по некоторым данным, около полутора тысяч российских аудиторских фирм недотягивают до этой цифры.
В Минфине комментарии по данному поводу почему-то дают неохотно.
На вопрос, правдиво ли общественное мнение вкупе с данными прессы и какими будут дальнейшие действия Минфина России в области лицензирования и изменения аудиторского законодательства, подробнее ответил президент Аудиторской палаты России Борис Соколов: «Минфин России издал приказ от 12 марта 2004 г. № 71 «О приостановлении действия лицензий на осуществление аудиторской деятельности», которым лишил 57 аудиторских организаций права проводить аудиторские проверки. Думаю, что этот приказ – знаковый: орган государственного регулирования перешел от слов и уговоров к реальному применению своих прав».
По словам Бориса Соколова, ни о какой «чистке» среди аудиторских организаций со стороны Минфина России речи не идет. Отведенный Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» срок, когда в штат этих организаций должно войти не менее пяти аттестованных аудиторов, истек еще в сентябре 2003 года. Тем не менее в отчетах за 2003 год, представленных самими аудиторскими организациями в Минфин России, было зафиксировано невыполнение требования законодательства.
По мнению президента АПР, негативная реакция Минфина на нарушение законодательства была предсказуема. Министерство стремится «блокировать» проблемы качества аудита, которое во многом зависит от числа аттестованных аудиторов в штате аудиторских организаций. Однако лицензии на аудиторскую деятельность не аннулированы, а их действие лишь приостановлено. После устранения причин приостановки действие лицензий может быть возобновлено.
«Я рекомендую попавшим в черный список аудиторским организациям неотложно решить свои кадровые проблемы. Пока не пополнят штат, аудиторские компании лишаются права проводить аудиторские проверки, – пояснил Борис Соколов. – В то же время никто не отнимал у них права оказывать разнообразные консалтинговые услуги».
Борис Соколов особо подчеркнул, что при приеме аудиторских организаций и аудиторов в члены АПР обязательное внимание обращается на их соответствие требованиям законодательства. В реестре АПР имеются сведения о числе штатных аттестованных аудиторов по каждой «своей» аудиторской организации. Поэтому штрафные санкции практически не коснулись членов АПР.
В Минфине эту проблему называют стандартной, – мол, когда не выполняются требования закона, лицензия на деятельность фирм может быть приостановлена. Время покажет, был это рабочий момент или смена подхода к аудиторской деятельности.
АУДИТОРСКОЕ ДРЕВО
Сегодня АПР имеет мощную региональную сеть объединений и представительств, что во многом определяет аудиторскую деятельность в масштабах страны. По словам Бориса Соколова, АПР в последний год проводит активную политику совершенствования и развития аудиторской деятельности в регионах: заключила договоры с межрегиональными и региональными объединениями (ее членами) по выполнению ими отдельных функций АПР. Эти договоры предусматривают планирование и отчетность, то есть выстраиваются управленческие вертикали. Это более эффективно влияет на качество работы местных аудиторских организаций и аудиторов, в том числе и не членов АПР. Например, Аудиторская палата Юга России проводила с 3 по 6 апреля в Карачаево-Черкесии рабочее совещание руководителей профессиональных аудиторских объединений из всех субъектов Федерации, расположенных в Южном федеральном округе.
Одновременно там проходил семинар повышения квалификации уполномоченных экспертов АПР, которые по ее заданию ведут проверки качества аудиторской деятельности отдельных организаций. Эксперты – люди с большим опытом работы в аудите. Тем не менее им тоже необходимо получать новые знания по правилам (стандартам) аудиторской деятельности и по методикам контроля за их выполнением. Семинар завершился контрольным тестированием по тестовой базе, утвержденной Президиумом совета АПР. Специалисты, прошедшие тестирование, будут внесены в специальный реестр АПР и станут ее кадровым потенциалом в регионах для проведения проверок качества аудиторской деятельности.
Аналогичные мероприятия готовятся профессиональными аудиторскими объединениями–членами АПР на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Санкт-Петербурге. Это повысит квалификацию уполномоченных экспертов во всех регионах страны и позволит им решать локальные вопросы своими силами. За комиссией АПР останутся вопросы планирования проверок, оценка их результатов, принятие решений, разработка методологии и контроль.
ЗАКОН О ПЕРЕДЕЛЕ ФУНКЦИЙ
Но и это еще не все изменения. Минфин совместно с аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями разрабатывает проект нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Он значительно реформирует действующую систему регулирования аудиторской деятельности, а также изменяет требования к аудиторам и аудиторским организациям.
По словам Бориса Соколова, согласно будущему закону, значительная доля функций Минфина как органа государственного регулирования аудиторской деятельности перейдет к единому общероссийскому профессиональному аудиторскому объединению. Инициаторами его создания выступают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. На последнем заседании их руководителей обсуждался проект устава общероссийского объединения и было принято решение о разработке учредительного договора. Проект закона гласит, что общероссийская структура явится «объединением объединений». Поэтому аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в него напрямую входить не смогут. Каждая аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны быть членами одного из саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, включенных в соответствующий реестр. Этот реестр будет вести уполномоченный федеральный орган организации аудиторской деятельности. Действующий сейчас закон лишь декларирует право вступать в такие объединения. В результате большое число аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не проходят контрольных процедур, не имеют консультационной и информационной поддержки, что противоречит мировой практике.
Общероссийское профессиональное аудиторское объединение должно контролировать качество аудиторской деятельности, подготовку, аттестацию и повышение квалификации аудиторов, ведение реестров аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и учебно-методических центров. Ныне аккредитованные при Минфине России профессиональные аудиторские объединения через шесть месяцев после принятия нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» потеряют статус аккредитованных. Аккредитацию придется пройти вновь по критериям нового закона для саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.
Елена САФРОНОВА
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий