Торговля должна быть экономной для потребителей

Торговля должна быть экономной для потребителей

19.05.2004   |   0Оставить комментарий
Торговые сети эконом-класса – понятие для Москвы относительно новое. Судя по названию, это магазины, призванные экономить деньги покупателей. Подробнее об этом рассказывает исполняющая обязанности начальника отдела по координации вопросов социального обслуживания населения департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Наталья ВОЛЬФ.

МАГАЗИНЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВОЙН

Один из приоритетов развития московского потребительского рынка – торговое обслуживание малообеспеченных горожан, в том числе инвалидов и участников ВОВ. В этих целях и во исполнение распоряжения мэра Москвы от 7 марта 2000 г. № 249-РМ создана сеть аккредитованных предприятий. Дальнейшую деятельность всех видов аккредитованных социальных магазинов, обслуживающих инвалидов, участников ВОВ и малообеспеченных граждан, определяет постановление правительства Москвы от 28 мая 2002 г. № 399-ПП «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов». Оно содержит единые требования к отбору, аккредитации предприятий и функционированию их как социальных магазинов.

Ранее аккредитация проводилась только в отношении продовольственных магазинов, которые обслуживали инвалидов и участников ВОВ с 10-процентной скидкой. Помимо порядка аккредитации социальных магазинов постановление № 399-ПП регулирует цены на товары социально необходимого набора: розничные цены на товары, входящие в ассортиментные перечни, должны быть на 10–15 процентов ниже среднегородских (или торговая надбавка на них не должна превышать 15-процентный уровень), при этом инвалидам и участникам ВОВ предоставляется 10-процентная скидка. Сейчас в Москве аккредитовано 302 социальных магазина, в которых обслуживается около 250 тысяч льготников, из них 108 тысяч – инвалиды и участники ВОВ.

Любая торговая организация вправе стать социальным магазином. Предварительный отбор желающих проводят префектуры административных округов при согласовании с советами ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Итоги предварительного отбора префектура округа направляет в департамент потребительского рынка и услуг (далее – департамент). Предложения по аккредитации крупных сетевых структур организации могут централизованно представлять в департамент. Как правило, статус социальных дается магазинам с самыми низкими ценами.

Решение об аккредитации принимает межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы после рассмотрения материалов, представленных претендентами. Срок действия свидетельства об аккредитации – один год.

Правительство Москвы предоставляет аккредитованным магазинам льготы по арендной плате и коммунальным платежам. Около 40 процентов аккредитованных предприятий находятся в собственности или субаренде и не получают никаких льгот, а скидки предоставляют за счет собственных средств. Это показательно: забота о стариках и малоимущих – задача не только государства. Дабы помочь аккредитованным магазинам сохранять низкие цены, правительство Москвы организовывает ярмарки по заключению прямых договоров с производителями Москвы и соседних регионов. Департамент контролирует работу аккредитованных предприятий совместно с префектурами округов. Особое внимание они обращают на то, чтобы уровень цен в магазинах и ассортимент потребительской корзины соответствовали требованиям постановления № 399-ПП.

За несоблюдение установленных требований предприятия лишаются аккредитации. После первого выявления нарушений магазину предлагают их исправить. Если эта рекомендация не выполнена – прощай, аккредитация! Магазин продолжает торговлю в обычном порядке, лишается льгот по аренде и коммунальным платежам, а покупатели-льготники, прикрепленные к нему, «переписываются» на другой объект.

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

Дополнительно к работе сети аккредитованных предприятий (магазинов эконом-класса) поддержку пенсионерам и малоимущим оказывают и другие магазины. 288 крупных столичных предприятий торговли в утренние часы продают товары со скидкой – от 5 до 10 процентов. В 2002 году так работало 199 магазинов. Видимо, и сегодняшнее число – не предел.

Кроме того, в Москве функционируют сетевые структуры магазинов-дискаунтов, которые прочно вошли в жизнь москвичей. Разветвленная сеть этих магазинов состоит более чем из 230 предприятий. Цены в них также значительно ниже среднестатистических по городу.

Получает дальнейшее развитие опыт магазинов заказов «Утконос» (программу реализует ОАО «Новый Импульс-Центр»). По оценке Натальи Вольф, магазины работают с применением новейших отечественных автоматизированных технологий.

В данной системе реализуют товары и предоставляют услуги по ценам на 15–20 процентов ниже среднегородских. Развитие сети таких магазинов заказов поможет хотя бы отчасти восстановить сеть небольших (50–150 кв. м) магазинчиков в зоне доступности. В настоящее время в результате непродуманных действий и отсутствия правовой базы большинство их перепрофилировано или вышло из сферы торговли.

ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО «ДИСКАУНТЕР»

Парадоксально, но факт – в настоящее время не существует никакого распорядительного документа, определяющего понятия «дискаунт» и «магазин эконом-класса». Более того, даже правильность написания «дискаунт» или «дискаунтер» не регламентирована. Социальные магазины законодательно определены четко. А вот другие торговые точки, удерживающие низкие цены, – нет, свидетельствует Наталья Вольф.

В Москве функционирует много сетевых магазинов-дискаунтов: «Копейка», «ДискаунтИнвест», «Перекресток», «ДисконтЦентр», «Копилка», «Продмак», «Пятерочка» и другие. Цены в них также значительно ниже среднестатистических по городу. Но аккредитации многие из них не имеют. Пока, по словам Натальи Вольф, торговля по низким ценам – исключительно решение самого предпринимателя. Достаточно сменить вывеску магазина, если более дешевая торговля кажется коммерчески выгодной. Однако в скором времени положение должно измениться. Департамент потребительского рынка и услуг сейчас работает над документами, которые будут регламентировать деятельность магазинов эконом-класса.

Одновременно в департаменте разработан и другой проект: Положение о проведении конкурса на определение городских операторов по созданию сети социальных магазинов. Проведение конкурса намечено на III квартал 2004 года. Целью его будет организация новых сетей магазинов эконом-класса. Положение коснется вопроса выделения помещений под магазины шаговой доступности. Социальная политика на потребительском рынке – важная текущая задача правительства Москвы.

Среди прочих распорядительных документов в этой области на заседании правительства Москвы 23 марта 2004 года принята Программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004–2006 годы. Согласно ей, в 2004–2006 годах в Москве будет открыто 352 магазина-дискаунта и около 400 магазинов заказов типа «Утконос».

Документы, необходимые для аккредитации социального магазина:

  • заявление претендента;
  • копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, заверенные нотариально или органом, осуществляющим регистрацию, либо с представлением подлинника для сверки;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • копии правоустанавливающих документов на помещения, нанимаемые магазинами и используемые для торговых целей.

Елена САФРОНОВА

«Московский бухгалтер» Источник материала
5054 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.