МАГАЗИНЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВОЙН
Один из приоритетов развития московского потребительского рынка – торговое обслуживание малообеспеченных горожан, в том числе инвалидов и участников ВОВ. В этих целях и во исполнение распоряжения мэра Москвы от 7 марта 2000 г. № 249-РМ создана сеть аккредитованных предприятий. Дальнейшую деятельность всех видов аккредитованных социальных магазинов, обслуживающих инвалидов, участников ВОВ и малообеспеченных граждан, определяет постановление правительства Москвы от 28 мая 2002 г. № 399-ПП «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов». Оно содержит единые требования к отбору, аккредитации предприятий и функционированию их как социальных магазинов.
Ранее аккредитация проводилась только в отношении продовольственных магазинов, которые обслуживали инвалидов и участников ВОВ с 10-процентной скидкой. Помимо порядка аккредитации социальных магазинов постановление № 399-ПП регулирует цены на товары социально необходимого набора: розничные цены на товары, входящие в ассортиментные перечни, должны быть на 10–15 процентов ниже среднегородских (или торговая надбавка на них не должна превышать 15-процентный уровень), при этом инвалидам и участникам ВОВ предоставляется 10-процентная скидка. Сейчас в Москве аккредитовано 302 социальных магазина, в которых обслуживается около 250 тысяч льготников, из них 108 тысяч – инвалиды и участники ВОВ.
Любая торговая организация вправе стать социальным магазином. Предварительный отбор желающих проводят префектуры административных округов при согласовании с советами ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Итоги предварительного отбора префектура округа направляет в департамент потребительского рынка и услуг (далее – департамент). Предложения по аккредитации крупных сетевых структур организации могут централизованно представлять в департамент. Как правило, статус социальных дается магазинам с самыми низкими ценами.
Решение об аккредитации принимает межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы после рассмотрения материалов, представленных претендентами. Срок действия свидетельства об аккредитации – один год.
Правительство Москвы предоставляет аккредитованным магазинам льготы по арендной плате и коммунальным платежам. Около 40 процентов аккредитованных предприятий находятся в собственности или субаренде и не получают никаких льгот, а скидки предоставляют за счет собственных средств. Это показательно: забота о стариках и малоимущих – задача не только государства. Дабы помочь аккредитованным магазинам сохранять низкие цены, правительство Москвы организовывает ярмарки по заключению прямых договоров с производителями Москвы и соседних регионов. Департамент контролирует работу аккредитованных предприятий совместно с префектурами округов. Особое внимание они обращают на то, чтобы уровень цен в магазинах и ассортимент потребительской корзины соответствовали требованиям постановления № 399-ПП.
За несоблюдение установленных требований предприятия лишаются аккредитации. После первого выявления нарушений магазину предлагают их исправить. Если эта рекомендация не выполнена – прощай, аккредитация! Магазин продолжает торговлю в обычном порядке, лишается льгот по аренде и коммунальным платежам, а покупатели-льготники, прикрепленные к нему, «переписываются» на другой объект.
ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ
Дополнительно к работе сети аккредитованных предприятий (магазинов эконом-класса) поддержку пенсионерам и малоимущим оказывают и другие магазины. 288 крупных столичных предприятий торговли в утренние часы продают товары со скидкой – от 5 до 10 процентов. В 2002 году так работало 199 магазинов. Видимо, и сегодняшнее число – не предел.
Кроме того, в Москве функционируют сетевые структуры магазинов-дискаунтов, которые прочно вошли в жизнь москвичей. Разветвленная сеть этих магазинов состоит более чем из 230 предприятий. Цены в них также значительно ниже среднестатистических по городу.
Получает дальнейшее развитие опыт магазинов заказов «Утконос» (программу реализует ОАО «Новый Импульс-Центр»). По оценке Натальи Вольф, магазины работают с применением новейших отечественных автоматизированных технологий.
В данной системе реализуют товары и предоставляют услуги по ценам на 15–20 процентов ниже среднегородских. Развитие сети таких магазинов заказов поможет хотя бы отчасти восстановить сеть небольших (50–150 кв. м) магазинчиков в зоне доступности. В настоящее время в результате непродуманных действий и отсутствия правовой базы большинство их перепрофилировано или вышло из сферы торговли.
ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО «ДИСКАУНТЕР»
Парадоксально, но факт – в настоящее время не существует никакого распорядительного документа, определяющего понятия «дискаунт» и «магазин эконом-класса». Более того, даже правильность написания «дискаунт» или «дискаунтер» не регламентирована. Социальные магазины законодательно определены четко. А вот другие торговые точки, удерживающие низкие цены, – нет, свидетельствует Наталья Вольф.
В Москве функционирует много сетевых магазинов-дискаунтов: «Копейка», «ДискаунтИнвест», «Перекресток», «ДисконтЦентр», «Копилка», «Продмак», «Пятерочка» и другие. Цены в них также значительно ниже среднестатистических по городу. Но аккредитации многие из них не имеют. Пока, по словам Натальи Вольф, торговля по низким ценам – исключительно решение самого предпринимателя. Достаточно сменить вывеску магазина, если более дешевая торговля кажется коммерчески выгодной. Однако в скором времени положение должно измениться. Департамент потребительского рынка и услуг сейчас работает над документами, которые будут регламентировать деятельность магазинов эконом-класса.
Одновременно в департаменте разработан и другой проект: Положение о проведении конкурса на определение городских операторов по созданию сети социальных магазинов. Проведение конкурса намечено на III квартал 2004 года. Целью его будет организация новых сетей магазинов эконом-класса. Положение коснется вопроса выделения помещений под магазины шаговой доступности. Социальная политика на потребительском рынке – важная текущая задача правительства Москвы.
Среди прочих распорядительных документов в этой области на заседании правительства Москвы 23 марта 2004 года принята Программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004–2006 годы. Согласно ей, в 2004–2006 годах в Москве будет открыто 352 магазина-дискаунта и около 400 магазинов заказов типа «Утконос».
Документы, необходимые для аккредитации социального магазина:
- заявление претендента;
- копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, заверенные нотариально или органом, осуществляющим регистрацию, либо с представлением подлинника для сверки;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копии правоустанавливающих документов на помещения, нанимаемые магазинами и используемые для торговых целей.
Елена САФРОНОВА
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий