Как уволить директора

Как уволить директора

10.06.2004   |   0Оставить комментарий
Иногда и рядового сотрудника уволить довольно сложно, а директор фирмы все-таки руководитель, или, как сейчас принято говорить, топ-менеджер. Мало того, что нужно правильно оформить все документы, так еще о смене директора надо сообщить в различные инстанции.

В небольших и средних компаниях такая должность, как кадровый менеджер, попросту отсутствует. Как правило, вопросами приема сотрудников на работу и их увольнения приходится заниматься бухгалтерам.

С рядовыми сотрудниками бухгалтеры обычно справляются, а вот с увольнением директора компании дело обстоит сложнее. Любые кадровые решения, которые затрагивают руководящий состав фирмы, влекут за собой ряд проблем. Так, например, об увольнении директора необходимо сообщить в налоговую инспекцию. А нередко бывают случаи, когда «неправильное» увольнение является основанием для восстановления на работе обиженного руководителя.

Все это говорит о том, что увольнять надо так, чтобы потом не возникло лишних проблем, например с трудовой инспекцией. Правда, в нашем гражданском и трудовом законодательстве вопросы увольнения руководителей прописаны более чем расплывчато.

ТАК РЕШИЛИ

Процедуру увольнения директора необходимо закрепить в учредительных документах компании. В уставе или учредительном договоре прописывают, какой орган назначает и освобождает от должности руководителя фирмы. Чаще всего это либо общее собрание учредителей или акционеров, либо совет директоров. Правда, вполне возможно, что это будет какой-то другой исполнительный орган фирмы. Однако подробно такие вопросы оговаривают далеко не все и не всегда.

Поэтому при увольнении часто приходится руководствоваться общими нормами. Так, по общему правилу уволить директора могут учредители фирмы или собрание акционеров. Собирать владельцев компании для увольнения директора следует так же, как и для других целей. Иначе говоря, необходимо соблюсти все формальности. Например, об общем собрании владельцев акционерного общества необходимо дать объявление в газету за двадцать дней до этого события.

Несмотря на то что народная мудрость гласит: «хозяин – барин», уволить директора без достаточных на то оснований довольно сложно, даже если так решили все владельцы фирмы. Правда, в трудовой книжке необязательно указывать конкретную норму Трудового кодекса. Обычно в этом документе делают следующую запись: «Уволен на основании решения общего собрания акционеров от 15 мая 2004 г. № 14».

Однако уволить руководителя фирмы по такому основанию можно лишь в том случае, если подобная причина указана в трудовом договоре между директором и компанией как одна из возможных. В остальных же случаях необходима причина, которая отвечает требованиям трудового законодательства. Иначе говоря – одно из оснований, поименованных в Трудовом кодексе. Однако опять-таки вписывать причину увольнения в трудовую книжку не нужно. Достаточно включить в повестку дня общего собрания акционеров или учредителей мотивированное заключение об увольнении.

Кстати, помимо общеизвестных оснований расторжения трудового договора увольнение директора можно мотивировать экономическими показателями деятельности фирмы. Так, достаточно дать анализ деятельности компании и заключение о том, что результаты работы признаны неудовлетворительными. Эта несложная формальность поможет оградить фирму от исков уволенных директоров с требованием о восстановлении их в прежней должности.

ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

Бывает и так, что директор добровольно отказывается от собственной должности. Однако и в этом случае избежать общего собрания акционеров или учредителей не удастся. Одного заявления руководителя недостаточно, только рядовой сотрудник пишет заявление об увольнении на имя директора. А вот директор должен писать заявление на имя того исполнительного органа, который принимал его на работу. И это снова либо общее собрание, либо совет директоров. Они принимают свои решения коллегиально. Поэтому придется соблюсти все формальности и снова собрать владельцев.

В трудовой книжке в этом случае также нужно указать, что причина увольнения – решение собрания или совета директоров, а не собственное желание руководителя. В свою очередь, в повестке дня в качестве мотива увольнения указывается именно заявление директора.

И. О.

Когда увольнение уже случилось и владельцы компании приняли окончательное решение, встает вопрос о том, кто будет исполнять обязанности руководителя. Ведь по большому счету без директора фирма работать не может. Руководитель имеет довольно широкие полномочия: от подписи счетов-фактур и деклараций до приема и увольнения работников. Если сразу найти достойного кандидата не удалось, нужно назначить исполняющего обязанности.

Кстати, даже если в штатном расписании предусмотрена должность заместителя директора, исполнять обязанности руководителя он может лишь после соответствующего решения владельцев фирмы.

Итак, назначение исполняющего обязанности следует оформить соответствующим приказом совета директоров или собрания учредителей (в зависимости от того, кто по уставу обязан это делать). Как правило, такие обязанности возлагают на заместителя директора, главного бухгалтера или одного из учредителей компании.

Копию приказа с сопроводительным письмом необходимо направить в налоговую инспекцию. Также о смене директора необходимо уведомить банк, с тем чтобы не возникло проблем с подписью финансовых документов.

Если исполняющий обязанности будет иметь ограниченные функции, например у него не будет права принимать на работу и увольнять сотрудников, это также следует закрепить в приказе. Дополнительное трудовое соглашение с «и. о.» заключать не нужно. Однако в приказе необходимо прописать порядок освобождения его от должности. Например, в случае назначения на должность нового директора.

Если директор устал

Не меньше вопросов возникает и тогда, когда директор уходит в отпуск. Он, конечно, не увольняется, но временно исполнять свои функции не может. Естественно, деятельность фирмы на это время никто приостанавливать не собирается. Поэтому функции руководителя должен выполнять кто-то другой.

Однако встает вопрос о том, как оформить подписанные «временным директором» документы так, чтобы они имели юридическую силу.

Для внутренних целей компании вполне достаточно обычного приказа на отпуск. В нем же указывается, кто будет исполнять обязанности директора. Тем не менее для внешних функций – подписание декларации или контракта с клиентами – такой приказ совершенно не годится.

Перед своим отпуском директору будет целесообразно выдать доверенность на право выполнять ту или иную работу, а также подписывать различные документы. Подобную доверенность можно составить в простой письменной форме и заверить подписью руководителя фирмы и печатью.

Константин АРТЕМЬЕВ

«Московский бухгалтер» Источник материала
9360 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.